«Простой чешский музыкант» Антонин Дворжак

Независимый талант, появившийся при негативных событиях и победоносно вышедший из тяжёлой борьбы. Г. Ларош

Антонин Дворжак, несомненно, есть самым известным чехом всех времен. Ему удалось то, что под силу далеко не всем великим людям. Еще при жизни его ценили во всей Европе и США, а произведения знали и в Австралии. Могучий талант и усердный труд Дворжака внесли множество прекрасных произведений в мировую музыкальную культуру.

Домашние традиции

композитор Антонин Дворжак

8 сентября 1841 года в маленькой чешской деревушке Нелагозевес на левом берегу реки Влтавы появился будущий музыкант Антонин Леопольдович Дворжак. Его папа, как и дедушка и прадед, был мясником. К такой же деятельности в будущем стали готовить белозубенького крепыша Тоничка: чуть кроха обучился ходить, ему подарили передник и оселок, а немногим позднее у него появились и свои обязанности в лавке.

Но, юному Дворжаку больше нравились часы досуга, в то время, когда он с братьями играл на импровизированных танцах: брал в руки цитру и пробовал передать какую-нибудь народную песню. В его голове неизменно носились обрывки мелодий, но пока их слышал лишь он…

композитор Антонин ДворжакВ то время, когда пришло время, Тоничку отдали в школу. Там-то и случилось его знакомство с классической музыкой. Это были воистину превосходные времена для образцового ученика. Но двухгодичный школьный курс закончился, и Антонина решили послать в город Злотницу – для овладения ремеслом мясника. Дворжак прилежно вникал в профессию, а позже, как и положено, начал работать на бойне. Для занятий музыкой в эти годы оставались только краткие часы досуга.

Взяв соответствующий документ, разрешавший открыть свое дело, парень смог наконец поразмыслить о будущем. Грезы его тогда были скромными. Живописец в нем еще спал. Романтические порывы пока не проявлялись. Он был просто ремесленником, который желал одну профессию поменять на другую, более привлекательную для него.

Начинающий музыкант Антонин Дворжак

Дворжаку исполнилось 16 лет, в то время, когда папа, уступая настойчивым просьбам сына, отвез его на своей телеге в Прагу и помог определиться в Органную школу, которая готовила опытных композиторов. И парень начал учиться: старательно сидел за партитурами и разбирал ноты. Выпускной экзамен сдал удачно, вот лишь в композитор Антонин Дворжакчёрте, выданной дирекцией школы, утверждалось: «Громадной, но скорее практический талант… В теории он не сильный».

По окончании окончания школы Антонин столкнулся с трудностями: в оркестрах все места были заняты, не получалось устроиться и костельным органистом. Некоторое время он искал работу, по окончании чего поступил альтистом в ансамбль Карела Комзака. Не смотря на то, что коллектив выступал только на балах и в ресторанах, начальник стремился неизменно повышать уровень профессионализма своих подопечных. Исходя из этого практика была хорошей.

Скоро Комзак внес предложение Дворжаку место в оркестре пражской лечебницы для душевнобольных, где сам играл на органе. Так композитор имел возможность общаться с безумцами при помощи понятного обеим сторонам языка музыки.

Новые перемены в жизни Антонина случились в осеннюю пору 1862 года, в то время, когда в Праге открылся Временный театр и музыканты капеллы Комзака, отлично себя зарекомендовавшие, стали ядром его будущего оркестра. Там он проработал 10 лет, а за это время успел поучаствовать в исполнении многих известных опер. Это была хорошая школа для молодого музыканта, стремившегося писать личные произведения. Свободного времени практически не оставалось, однако Дворжак неизменно занимался самообразованием и был неутомим в занятиях. В один раз, сидя за пианино, он с увлечением музицировал. Вошедшая к нему в комнату двоюродная сестра попросила брата взять ее с собой в театр. Только через пятнадцать мин., завершив играться, он наконец услышал ее просьбу.

Любовь к сестрам

Антонин Дворжак с женой Анннной

C женой Анной в Лондоне (1886)

Еще на протяжении учебы в Органной школе Дворжак создал первые камерные произведения – квинтет и квартет, а в 1865 году попытался свои силы в симфонии. Тогда же было написано весьма дорогое ему сочинение – вокальный цикл «Кипарисы», который явился монументом первому эмоции композитора к очаровательной актрисе Временного театра Йозефине Чермаковой. Избалованная поклонением публики, она не ответила на любовь сдержанного, застенчивого музыканта.

А позже артистка поменяла Прагу на Веймар, и Дворжак, занимавшийся музыкой с ее младшей сестрой, внезапно понял, что его подопечная не только обучилась играть на рояле и петь, но и превратилась в милую 19-летнюю девушку. 17 ноября 1873 года Антонин обвенчался с Анной. Семья заметно росла: всего у них было 6 дочерей и 3 сына.

Дабы получить хоть какие-то деньги, музыкант занял место органиста в костеле, а его супруга начала петь в церковных хорах. Но кроме того материальная помощь друзей не выручала от потребности. Композитор находил утешение в творчестве и до конца 1870-х годов создал множество произведений самых различных жанров. В них понемногу складывались личные черты стиля Дворжака.

Слава и почет Антонина Дворжака

Признание пришло с постановкой оперы «Король и угольщик». 8 января 1875 года Дворжак взял стипендию Министерства культуры и композитор Антонин Дворжакобразования, возобновлявшуюся в течение 5 лет. Это давало невиданную возможность нормально творить.

Через пять лет последовало заманчивое предложение отправиться в Англию на гастроли. Большой гонорар разрешил композитору купить в 1884 году первый в его жизни личный рояль и приобрести землю неподалеку от города Пржибрама, в окруженной лесами и лугами горной местности, именуемой Высокой. Он выстроил маленькой дом, разбил сад с беседкой, где обожал работать, наслаждаясь пением птиц. В общении с природой и простыми людьми – крестьянами, шахтерами – были созданы многие произведения.

В 1892 году уже достаточно узнаваемый Дворжак был приглашен в Национальную консерваторию в Нью-Йорк, дабы обучать молодых композиторов. Он был единственным автором в Европе, имевшим «стаж работы» со славянской музыкой, и имел возможность теоретически и фактически научить американцев придумывать музыку национального характера. Так как и в этом государстве был свой фольклор – негритянский и индейский, – так по какой причине бы не применять его в музыкальном творчестве? С задачей преподаватель справился превосходно.

Популярность Дворжака росла. В нем видели первого представителя чешской национальной школы. Он добился общего признания, ему вручали почетные призы, присваивали высокие звания…

Реквием Антонина Дворжака

Смерть пришла к композитору нежданно. Ни при каких обстоятельствах не болевший, он неожиданно почувствовал себя не хорошо на премьере последней оперы «Армида» 25 марта 1904 года и композитор Антонин Дворжакдолжен был покинуть Национальный театр, не дождавшись вызовов публики. Весь месяц композитор не выходил из дома, редко покидал постель, но был весел, принимал друзей. Состояние его улучшалось, и внезапно 1 мая он упал и мгновенно погиб. В тот же вечер вся Прага определила о смерти Дворжака: на здании Национального театра были вывешены траурные знамёна, а на следующее утро чешские газеты вышли с сообщениями о его смерти. На них отозвались в Англии, США, Германии, России, Франции. 5 мая на похоронах находились тысячи человек, траурную процессию, прошедшую через всю Прагу, сопровождало пение хоров, а также – из Реквиема Дворжака.

ФАКТЫ

Ранние произведения Антонина Дворжака до нас не дошли: требовательный к себе создатель имел обыкновение сжигать все, что его не удовлетворяло. Только через два года по окончании окончания Органной школы, весной 1861, двадцатилетний композитор написал музыку, которую решился опубликовать. Это был струнный Квинтет ля-минор, который вышел под номером 1.

***

В один раз, будучи уже доктором наук Пражской консерватории, композитор показывал одну из сонат Бетховена своим ученикам. Сыграв ее до конца, Антонин Дворжак вскрикнул: «Что же вы не падаете на колени перед данной музыкой?!».

Антонин Дворжак

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»