Имя Эпохи. Пегги Ли
«Ее превосходный талант должен быть изучен всеми вокалистами; ее королевское присутствие – это чистая элегантность и очарование» – сказал Фрэнк Синатра о Пэгги Ли.
Продукт эры биг-бенда, – так говорили о ней критики.
Дорога от доярки к певице
Предки Пэгги родом из Швеции и Норвегии, а будущая знаменитость появилась 26 мая 1920 года в Джеймстауне (Северная Дакота) в 1920 году и взяла имя Норма Делорис Эгстром. Она была седьмой из восьми детей в семье Марвина Эгстрома. Мама погибла, в то время, когда ребенку было всего четыре года. Папа работал на железной дороге, и дети определили арифметику, считая глыбы угля.
Путь от доярки Северной Дакоты к звезде группы Бенни Гудмена не был легок. Она ни при каких обстоятельствах и нигде не обучалась музыке. А уже в 16 лет, в то время, когда на дворе был 1936-й год, Норма Эгстром отправилась в свои первые гастроли с оркестром Джека Уордлоу. Свинг царил в танцевальных залах, клубах и холлах отелей, свинг звучал по радио.
И это подтолкнуло ее пойти работать певицей на радиостанцию WDAY в Фарго в своей родной Северной Дакоте. Менеджер данной станции – Кен Кеннеди и назвал девушку Пэгги Ли. Дабы больше получить Пэгги какое-то время приходилось подрабатывать в местной пекарне.
Операции – на успех Пегги Ли
Возможности ее карьеры более прояснялись, в то время, когда она направилась в Миннеаполис, где начала петь в столовой Гостиницы Radisson. В то же время ей удалось, как говорят «засветиться» в одной из радиопостановок, и присоединиться к группе Сева Олсена. Но спустя три месяца Пэгги Ли кинула все и отправилась в Калифорнию, взяв в дорогу 18 долларов и проездной билет отца. Там ей удалось взять ангажемент в Нефритовой Комнате в ресторане на Голливудском Проспекте. Но Пэгги не произвела особенного впечатления на столицу кино, и ее понизили до работы официантки.
К сожалению, свежий морской ветер не совсем благотворно воздействовал на здоровье будущей знаменитости. Пэгги все чаще и чаще тревожила ангина. Здоровье ухудшалось, и в один раз ночью она чуть было не задохнулась. Операция последовала за операцией. И без того длилось два с половиной месяца. Никто в то время не имел возможности и предположить, как успешным станет лечение. Они подарили Пэгги Ли абсолютно новый голос – глубочайший и хриплый. Пэгги была просто поражена так называемым «приобретением». Поэтому оно помогло отыскать ей работу, о которой она грезила.
Важная встреча
С стремительной последовательностью она пела с Севом Олсеном, Виллом Осборном и выступала в клубе Claridge в Палм-Спрингс.
Следующим шагом был роскошный чикагский отель Ambassador West. Здесь-то и увидел ее Бенни Гудмен, который именно искал замену своему вокалисту Элену Форресту. Так Пэгги и взяла работу.
Одновременно с этим это мало пугало и настораживало певицу – в 21 год сбылись кроме того самые амбициозные ее жажды. Она и представить себе для того, чтобы не имела возможности, поскольку совсем сравнительно не так давно Пэгги доила коров, работала в хлебопекарне, а сейчас перед ней Нью-Йорк и первое выступление с Бенни Гудменом. Но тут произошло что-то невообразимое: на премьерном концерте ее голос словно бы замерз, она пела как механическая кукла. В тот вечер критикам было чем поживиться. Они прочили ей полный разгром, а другие члены оркестра убеждали Гудмена расстаться с таковой никчемной вокалисткой.
Но Бенни был не из тех, кто пугается первого впечатления, и он тогда не совершил ошибку. Через пара дней Пэгги Ли продемонстрировала на что способна, и критики вмиг превратились в ее поклонников. Они тогда писали, что Пэгги похожа на что-то ледяное. Кожа ее как лепесток гардении, глубокие светло-синий глаза и бело-золотые волосы. А поет она как медлительно взрывающийся фейерверк.
В своем выполнении Пэгги соединила двух певцов, которыми она особенно восхищалась – это Билли Холидэй и Максин Салливан. В июле 1942 года Пэгги Ли записала первый хит «Why Don’t You Do Right?». Пластинка разошлась более чем миллионным тиражом и принесла певице невиданную доселе популярность.
Она была Золушкой, которая трудилась до тех пор, пока не стала вокалисткой лучшего оркестра страны. Пэгги начала сниматься в фильмах и купила армию восторженных поклонников. «Я все определила о музыке от мужчин, с которыми работала в оркестрах, они преподавали мне дисциплину и продемонстрировали подлинную ценность репетиций», – сказала Пэгги Ли. Критики предсказывали ей громадное будущее, но она на какое-то время приостановилась…
Домашнее счастье Пегги Ли
Были две обстоятельства для затишья в карьере Пэгги. Это брак с гитаристом Дейвом Барбоэром в 1944 году и появление на свет их дочери Ники. Домашняя жизнь радовала Пэгги как и музыка. Она расцветала в роли жены и матери, и на прошлое наблюдала без сожаления.
Тогда они жили в западной части береговой полосы. Сейчас супруги сочинили пара песен, каковые в миг стали популярными. Также, она без шуток увлекалась лирикой, музыкой для фильмов и другой творческой деятельностью. Пианист и аккомпаниатор и Пэгги Ли, и Эллы Фицджеральд, Джимми Роулз так выяснил талант певицы: «Пэгги Ли живет в музыке. Она поет, наполняя песни эмоцией и душевными переживаниями, у нее дивная фразировка и превосходное чувство ритма».
А критик Джордж Хоефер из журнала «Downbeat» назвал ее «наибольшей джазовой певицей, начиная с Милдред Бэйли». В 1946 году два популярных американских журнала признали мисс Ли лучшей женской вокалисткой Америки.
Госпожа совершенство
Еще одним серьёзным событием в карьере Пэгги Ли стало появление в Филармоническом Зале Центра Линкольна в Нью-Йорке в 1962 году. Выступать в этом респектабельном заведении разрешали только тем, кто был признан настоящим творцом. Мисс Ли провела изучение и разработала программу «Джазовое Дерево», в которой проследила происхождение и развитие джаза как искусства, формирующего коренного американца.
Первоначально презентация программы была намечена на декабрь 1962 года, но ее отсрочили на 6 месяцев, дабы дать Пэгги Ли достаточно времени на подготовку. Ей был характерен подход взыскательного человека к своей работе. Она идеально отполировала любой аспект концертной программы – прически, наряды, освещение, музыку, входы и выходы – Пэгги ничего не оставляла без внимания.
Ее привычка усовершенствования, возможно, зародилась в сотрудничестве с Бенни Гудменом, который постоянно требовал от исполнителей лишь лучшее. Отклоняя импровизаторский подход большинства джазовых певцов, Пэгги Ли планировала каждые детали постановки заблаговременно, включая кроме того движение рук.
Таковой напряженный режим работы без шуток сказывался на здоровье. Два раза за три года она побывала в поликлинике с вирусной пневмонией. Затем Пэгги Ли уменьшила перечень своих концертов, ограничилась шестью неделям выступлений в год в Нью-Йорке и Лас-Вегасе, несколькими теле-шоу, и двумя благотворительными программами. Но она постоянно снимается в фильмах, среди которых лента Майкла Кертиса «Певица Джаза».
Тема, на которую Пегги Ли не сказала
Супружеская жизнь Пэгги не складывалась, несмотря на то, что она продолжала творческое сотрудничество со своим мужем. Что стало обстоятельством распада брака не известно, и Пэгги Ли всю жизнь избегала вопросов на эту тему. В 1955 мисс Ли вышла замуж за киноартиста Брэда Декстера. Но не прошло и года, как супруги расстались. Неудачным был и третий брак Пэгги Ли с актером Дуэем Мартином. О четвертом замужестве известно только то, что очередным избранником певицы стал начальник джаз-оркестра Джек Дэл Рио. Брак просуществовал до 1965 года и закончился, как и все прошлые. Наряду с этим легендарная певица не уставала повторять: «Не разрешайте личным проблемам мешать вашей работе».
Пэгги Ли выдвигалась на премию Оскар за роль второго замысла в фильме Пита Келли «Блюз», где игралась певицу, страдающую от пьянства. В 1955 году известная вокалистка приняла участие в создании музыки и озвучивании мультипликационного фильма Уолта Диснея «Леди и бродяга». Но на то, чтобы получить гонорар за свой труд, Пэгги Ли пригодилось 35 лет.
***
В конце 90-х певица перенесла инсульт, и с того времени страдала сердечными болезнями и диабетом. Легенда джазового пения – Пэгги Ли – скончалась 21 января 2002 года от сердечного приступа. Певица погибла у себя дома в Лос-Анджелесе и в тот момент с ней была рядом лишь дочь Ники.
ФАКТЫ
Семья певицы обращалась в Американскую академию киноискусства, дабы Пегги Ли включили в Перечень памяти на церемонии «Оскара», но получили отказ из-за недостаточного вклада актрисы в кино.
***
Пегги Ли была любимой певицей Людмилы Гурченко.