Визуальные тренды в мире музыки
Музыка — это не просто биты, мелодии и тексты. Если вы хотите, чтобы вас услышали, покажите себя. Сегодня артистам приходится конкурировать за лайки и мнения. Какие правила диктует цифровое поле боя и какие новые визуальные тенденции будут формировать рынок, рассказывает фоторедактор музыкального сервиса «Звук» Георгий Полингчук
Содержание статьи:
Мы понимаем то, что видим, в 60 000 раз быстрее, чем то, что слышим. Визуальный образ музыканта — это очень мощный канал взаимодействия со слушателем и дополнительный способ трансляции идей. Артисты всегда старались найти, спровоцировать и удивить грань. Но если раньше были пресса, клипы и телешоу, то сейчас это социальные сети и музыкальные сервисы.
Тренд 1. Будь проще и будь везде
Поддерживать общение с поклонниками важнее, чем инвестировать в производство визуального контента. Сегодня крутость — это не то, насколько высоко вышли клипы, а то, насколько тесно они работали с аудиторией в процессе, и, в конечном счете, как они отреагировали в сетях. Главные требования для попадания на вершину — это «запоминаемость» и виральность.
Все понимали, что в глянцевой и желтой прессе они могут быть и тем, и другим. Вместо гордых клипов, интервью для Rolling Stone и пиар-расходов артисты могли вести потоковое вещание (например, «звучать» Vogel, Гречка, Митафомин) или давать живые концерты на каналах YouTube. Закончить, сбрить брови и убрать нарратив.
Тренд 2. Оммажи, переходящие в плагиат
При создании произведения нет ничего постыдного в использовании чужих идей, их обработке или выборе идеального представления для собственных идей.
Музыканты часто опираются на работы кумиров и коллег по цеху, чтобы отдать дань уважения или использовать «повторы чужих каверов» как часть своего продвижения. Например, выпустив альбом Call of London, группа The Clash сделала ссылку на дебютный альбом Элвиса. Сегодня казахстанский хип-хоп исполнитель Gunbest копирует визуальный стиль американского рэпера Tekashi 6ix9ine, а финальная обложка альбома Morgenstern является отсылкой к «Эй, ты кто такой? Это обложка Dababby! Да, ты вообще дикий, Моргенштерн!».
Тренд 3. Виртуальные аватары музыкантов и анимационные клипы
В тренде были Gorillaz, давний акт Secret, а образ создал британский художник комиксов и дизайнер Джейми Хьюлетт.
В России в конце 1990-х чарты выбили Глюк»oza из колеи. Позже тема виртуальных аватаров стала неактуальной — появились анимационные ролики и рисованные копии реальных музыкантов. Цифровые аватары были возрождены группой Frenzon в 2018 году. Их настоящие имена и лица были скрыты от публики, ребята играли на ярких сценических образах. Кстати, снова о заимствованиях. Разве вы не видите, что малышка Мэби — это британская Тейлор, вылитая из мультсериала «Дарья», которая покрасила волосы в модный синий цвет?
Сегодня музыкальная анимация вышла на новый уровень. С ее развитием музыканты стали действовать в монете движения и экспериментировать с техникой видеомонтажа. Это позволяет снимать людей с помощью нейронных сетей.
Тренд 4. Сотрудничество с онлайн-играми
Прошлым летом группа Koyan играла в AdventureQuest 3D и AdventureQuest Worlds Online Games; Charli XCX — в DJ и Minecraft, а Marshmello — в Fortnite. Трэвис Скотт во время ограничений, связанных с вирусом «Корона», выступил с концертом в рамках королевской битвы, за ним следили более 12 миллионов человек — это новый рекорд по количеству игроков Fortnite. Аватар Трэвис читал рэп, сидел на планетах, горел и становился роботом.
Тренд 5. Музыканты в масках и тематика «короны»
Изначально маска, закрывающая нижнюю часть лица, была срисована с артиста K-pop. Для жителей азиатского мегаполиса ношение респираторов, мальчиков и девочек с мультяшными героями и разноцветными прическами стало модным задолго до появления коронавируса. Карантин разрушил эту тенденцию. Артисты стали создавать треки на злобу дня и начали объяснять альбомы вирусной тематикой. Помимо масок, визуальные образы музыкантов использовали темы карантина, болезни, жизни и смерти, поместили слово «корона» и образ вируса под микроскоп.
В общей сложности во время пандемии появилось около 400 композиций на тему коронавируса. На музыкальном сервисе Sound подобные треки появлялись с частотой один раз в два дня в феврале; шесть раз в день с марта по 5 апреля. С точки зрения жанров, самые популярные — хип-хоп (31% треков) и поп (16% треков). Наименее популярные — транс, брейкбит, дип-хаус и R&B. «Корона», «Вирус», слова с призывом оставаться дома в названии или тексте, зафиксировали ежедневный рост прослушивания композиций. Наибольшим вниманием пользовались песни Pandemia, Kis-Kis для «Карантина», Gidayat для Coronus, Gidayat и Ольга Бузова для We Will With At Home с Gazan.
Тренд 6. Отталкивающая притягательность
В рамках эстетики визуальные образы находятся на кризисе уродливости, что позволяет им гармонично выделяться на фоне комфорта для глаз. Этот тренд формируется под влиянием музыкального проекта американского рэпера и творца Тайлера Ивана Волошилова «Sbora», российского хип-хоп исполнителя Boulevard Depot, канадского певца The Weeknd и внуков Боба Дилана.
Тренд 7. Эмодзи и элементы интерфейсов
Отличный способ привлечь внимание Миллениалов и Зумы — это эмодзи или чат на обложке нового альбома. Скриншот короткого диалога в окне мессенджера может рассказать целую историю, а эмодзи давно стали универсальным эмоциональным языком. Его использовали артисты, появившиеся в 2010-х годах, например, Клава Кока, Танир, Темча, Джаро и Ханза.
Не отстают от них и звезды, вышедшие на сцену много лет назад. Например, российский рэпер Noise MC (чат с фразой «Давай») и пуэртанская певица Папаянки (красная обложка с эмодзи блондинки и очков). А песня группы Lirnas x под названием Old Town Road, которая в прошлом году установила рекорд по продолжительности пребывания на вершине чарта Billboard Hot 100, вышла с клипом, полностью говорящим на языке идеограмм и эмодзи.
Все эти тенденции связаны общим настроением на музыкальном рынке после миграции музыки с физических носителей в интернет и потоковые сервисы. Если раньше люди покупали диски, листали буклеты и с тревогой следили за содержанием подарочных изданий, то теперь они фактически получили доступ к определенным файлам с музыкой и в основном регистрируются для прослушивания со своих телефонов. Альбомы по-прежнему поставляются с обложками, но меломаны редко их видят. По мнению аналитиков, пользователи чаще слушают определенных исполнителей, а музыка в их плейлистах привязана к их настроению, профессии или актуальному событию. Поэтому сегодня, чтобы создать выдающийся визуальный образ, артистам необходимо совершать дополнительные «прыжки в полете». Инвестируйте в мультимедиа и воздействие, чтобы создавать более насыщенные и яркие клипы, которые становятся вирусными и создают еще больше причин для просмотра. Музыка.