Стремление к свободе в музыке Дмитрия Шостаковича
Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Шостаковича стало классикой советской и всемирный музыкальной культуры XX века.
Особенно громадно значение Шостаковича-симфониста. В его 15 симфониях воплощены глубокие философские идеи, сложный мир людских переживаний, острые, ужасные конфликты, звучит голос живописца-гуманиста, борца против зла и социальной несправедливости. Продолжая лучшие традиции русской и зарубежной музыки (И. С. Бах, Л. Бетховен, Б. Малер, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский), Шостакович создал свой неповторимо-личный стиль. Черты этого неповторимого стиля (динамика развития, неожиданность контрастов и образных перевоплощений, узкая лирика, часто окрашенная юмором либо иронией, полифонизация фактуры) проявились уже в 1-й симфонии (1925), принёсшей известность автору.
Работа над известной Седьмой была начата в осажденном Ленинграде в 1941. В 1942 Шостакович взял Сталинскую премию за это сочинение, в котором, как направляться из более позднего высказывания композитора, он воплотил мужество своих соотечественников перед лицом как войны, так и сталинского террора.