Мирей Матье: «Пение – прежде всего!»
Мирей Матье – это безукоризненная стрижка «паж», холеные брови, неизменно коралловая помада. Думается, она – такое же вечное олицетворение Франции, как Эйфелева башня, Нотр-Дам и шампанское.
Мирей Матье, как подлинная француженка, непредсказуема, элегантна и непокорна. Таковой она была в любой момент и остается поныне. Она уникальная, ее ни с кем не спутаешь.
Мирей Матье стала «послом французской песни». Кроме того не понимая французский, постоянно наслаждаешься песнями певицы. Они задушевные, чувствуется, что она поет о чем-то возвышенном и ярком.
Рождение Золушки
Мирей Матье появилась на свет 22 июля 1946 года во французском городе Авиньон. Ее папа работал каменотесом, мама тянула на себе лямку скудного хозяйства: лишь представьте – в семье было четырнадцать детей! Музыка окружала Мирей с самого детства. Отец пел дома и в мастерской, а дочка была просто очарована его выполнением.
Когда раздавалось папино пение, она вторила ему, точно канарейка. Это приводило отца в восхищение, и в итоге он заявил, что Мирей будет принимать участие в торжественном рождественском песнопении. В первый раз девочка испытала подлинное волнение и заслужила аплодисменты. А первым «гонораром» стал леденец, который протянул ей отец.
Но не считая отца у девочки был еще один кумир, песням которого она вторила, – Эдит Пиаф. Для Мирей она стала членом семьи. В школе девочка ничего не имела возможности заучить наизусть, а вот все песни Эдит Пиаф запоминала сходу и без усилий.
Мирей была самой старшей из детей, и ее детство не затянулось: в тринадцать лет ей пришлось кинуть школу, дабы пойти работать на бумажную фабрику. Казалось, ее жизнь будет такой же беспросветной и серой, как у сотен девушек из рабочих семей. Но все случилось как в сказке…
Осознав, что у дочери дар, отец Роже на последние деньги послал ее принимать участие в муниципальном конкурсе юных талантов. В том конкурсе будущая звезда так и не взяла верх, как и в последующем. Но год интенсивных занятий вокалом, каковые Матье оплачивала деньгами, заработанными на фабрике, не прошел бесследно. Началом блестящей карьеры считается 21 ноября 1965 года: в данный сутки Мими в первый раз выступила на французском телевидении и прославилась . Уже на следующий сутки известный импресарио Джонни Старк подписал с нею договор. К провинциальной простоватости Мирей весьма подошла выбранная песня из репертуара «Великой простушки» Франции – Эдит Пиаф.
Дорога слез Мирей Матье
Маститый шоумен был уже не в том возрасте, дабы увлечься молоденькой красоткой, но его опытное чутье предвидело громадной успех для данной протеже, соответственно, большую прибыль для ее первооткрывателя. И в 1965 году он отправил ей приглашение в Париж. Спустя пара дней Мирей предстала перед зрителями «Олимпии» – самого респектабельного концертного зала Франции.
С родителями
Но, над юным бриллиантом пришлось еще много потрудиться, дабы женщина из фабрикантки превратилась в эталон французского шарма, аристократизма и красоты. Низкая, с угловатыми коленками и ужасающим раскатистым провансальским выговором (от которого она так и не смогла избавиться), Мирей далеко не сходу покорила привередливую парижскую публику.
Джонни Старк, который стал ей в чужом Париже вторым отцом, дрессировал ее тогда нещадно. Женщина все глаза выплакала ночами: все, что она делала, было не так и не то. Она с детства была неуклюжей, всегда путала право и лево, к тому же глотала слова. Виной тому была школьная учительница, которая не смотря ни на что желала сделать из Мирей правшу (в движение шла кроме того линейка, удары которой Мирей довольно часто чувствовала на своих пальцах), но это лишь пугало девочку, от чего ухудшилась ее устная обращение. Буквы в словах путались и «удирали» от нее. Исходя из этого Старк был скорее диктатором, чем хорошим папочкой, так что путь к совершенству для будущей звезды смело возможно назвать дорогой слез.
С Джонни Старком
Мирей Матье не довелось стать звездой в одночасье, «проснувшись известной». Французскую публику она завоевывала медлительно. Ее долго (и нужно подметить справедливо) упрекали в необразованности и провинциальности. Но Джонни Старк все же сотворил из нее Великую Певицу. Он знал: что бы ни произошло, она выстоит, в силу того, что пение для нее – в первую очередь. Джонни передал ее под опеку начальника оркестра Поля Мориа, который учил ее не «завывать», как сказал Старк. Джонни утверждал, что неслыханный успех певицы вряд ли был чудом – просто она обожала и умела работать.
В 1966 году вышла ее первая пластинка «Мое кредо», которая разошлась огромным тиражом – 1 миллион 700 тысяч экземпляров. «Новая Пиаф», – твердили о ней критики. «Эдит Пиаф – мое божество, которому я поклоняюсь с детства, – сказала сама певица. – Но она неповторима и таковой останется навсегда». Кредо Матье было в том, что она не желала никого копировать, шла от своей индивидуальности. Тогда начал формироваться ее сценический образ: элегантная, миниатюрная француженка, носит обувь 33-го размера и наряжается только у мастера изысканной роскоши Кристиана Лакруа.
Свою популярность за границей Мирей также получала большим трудом: изучала языки, дабы на каждых гастролях за рубежом поразить публику национальной песней. Она пела на русском, финском, японском и китайском. Ее врожденную музыкальность также пришлось шлифовать и развивать.
Мирей Матье: «Чудес на свете не бывает»
Детство и юность, проведенные под влиянием двух неординарных мужчин (Мирей обожала своего отца и преклонялась перед Старком), очень сильно повлияли на критерии выбора спутника жизни. Мадемуазель Матье постоянно искала в мужчинах дорогие черты своего отца.
Ее личная жизнь сначала стала тайной для публики. Она ни при каких обстоятельствах не жила открыто ни с одним другом, ни при каких обстоятельствах не была замужем. Очевидно, в то, что такая красивая женщина может всю жизнь пренебрегать своей популярностью у мужчин, никто не верит. Вот по какой причине около Мирей Матье всегда витают различные сплетни и слухи о тайных романтических связях в мире. Сама мадемуазель Матье неизменно отвергает все догадки, не смотря на то, что кое-какие из них, быть может, и претендуют на правду: она твердо решила остаться одной из самых загадочных дам. Вряд ли возможно придумать лучший метод заинтриговать журналистов и поклонников.
Еще в начале карьеры Джонни Старк сказал ей: «В то время, когда человек влюблен, он не спит, не ест и не работает. Если ты желаешь стать победительницей, нужно дремать, имеется и работать. Вот три гарантии твоего красивого голоса. Чудес на свете не бывает». Этим рекомендациям она строго-настрого направляться и по сей день. Профессия диктует таковой твёрдый, напряженный ритм жизни, и она согласится, что не имела возможность уделять нужного внимания мужу и детям.
Но все-таки в 1983 году Мирей Матье взяла официальное предложение от одного известного французского промышленника. За месяц до свадьбы энергичный предприниматель выдвинул свой ультиматум: «Давай слово, что, когда у нас появится ребенок, ты прекратишь петь!» Мирей ушла чуть ли не из-под венца, поскольку она не имеет возможности не петь.
А позже во французских изданиях появились сообщения о том, что наконец-то «авиньонская дева» отыскала себе достойную пару. В самом деле: мадемуазель Матье начала появляться на бессчётных светских раутах в сопровождении Оливье Эшодмезона, известного эксперта по макияжу. Месье Эшодмезон не скрывал своей влюбленности. Казалось бы, на данный раз обручального кольца ей было не избежать… Но – увы!
Приятели, дом, кроссворды – круг ее интересов
К меркантильности парижан женщина из южной провинции привыкнуть так и не смогла. Возможно, исходя из этого она весьма скоро замкнулась в себе. Ночная светская жизнь Парижа, которую так ценят другие звезды всей земли, ее навсегда отпугнула. Маленькое количество родных друзей, дом, любимые кроссворды и бессчётные родственные обязанности громадной семьи – вот круг ее интересов. Но солидную часть времени она все же проводит вне Франции, на гастролях.
24 апреля 1989 года скончался Джонни Старк. Его смерть от сердечного приступа стала для Мирей громадным ударом. На какое-то время она прекратила выступления, но выпустила альбом в память о Джонни. «Нет ничего дороже жизни. Я буду воспевать ее до последнего вздоха. И, как знать, возможно, моя песня переживет меня…» – говорит Мирей Матье.
ФАКТЫ
В спектаклях для детей Мирей постоянно исполняла роль Золушки. Она воображала себе, как замарашка делается принцессой… Сказка превратилась в неизменный ритуал, а девочку нарекли Золушкой. Но это было не единственное волшебство в ее жизни. В один раз гадалка сказала ей: «Я вижу тебя в окружении королей и королев… И вдобавок вижу, что ты объездишь всю землю». Тогда это казалось немыслимым, но так как сбылось…
***
Мирей Матье испытывает самое пылкое отношение к кинематографу и телевидению. Она говорит: «Я появилась на телевидении 21 ноября 1965 года. Не будь телевидения, не было бы и меня. И если бы мое лицо не появлялось неизменно на голубом экране, я прекратила бы существовать. Вот по какой причине телевизор – желанный гость в моем доме».
***
Мирей Матье стала «послом французской песни». Она реализовала более 100 миллионов пластинок, в ее репертуаре тысячи песен на различных языках. Мирей выступала перед самой различной публикою практически во всех государствах, и несложный народ обожает ее равно как и самые высокопоставленные лица. А в 1999 году госпожа Матье взяла орден Почетного Легиона из рук президента Жака Ширака.
***
В свое время она позировала живописцам для образа Франции – Марианны. У Мирей, данной несравненной наследницы известной Эдит Пиаф, во многих государствах мира много тысяч почитателей ее таланта.
***
Сейчас у певицы 1 200 песен на девяти языках мира и 39 альбомов. Она пела дуэтом с самыми знаменитыми музыкантами: Пласидо Доминго, Элвисом Пресли, Томом Джонсом, Шарлем Азнавуром. Многие песни Мирей Матье позаимствовала из репертуара других исполнителей, но они полюбились публике из-за неповторимого выполнения с прованским выговором.