Дочь СССР Александра Пахмутова

Композитором столетия назвал Александру Пахмутову Лев Лещенко. Считаем, что с этим согласятся не только люди советского поколения, но и те, кто за последнюю четверть века смог понять все могущество творчества Александры Николаевны.

Всего семь нот пригодилось данной великой даме-композитору, дабы создать выдающееся музыкальное сопровождение целой эры.

Через войну – в музыку

С виду маленькая и невероятно хрупкая дама смогла занять громадное место в жизни огромной страны. Она стала знаком советского творчества, пережила как радостные, так и тяжёлые годы, но служила только своему таланту. Музыканты говорят, что радостная будущее песни исчисляется пятью годами, а песни Пахмутовой поют десятилетиями. Всего же их было написано более 400. Аналога этому замечательному рекорду, возможно, не сыскать во всем мире. Ее песням не суждено состариться, они обречены на вечную жизнь и популярность, не обращая внимания на смену поколений, государств и эр.

Первые звуки музыки Александра услышала от отца, который играл на аккордеоне, фортепиано, скрипке и других инструментах. Аля, как ее именуют самые родные люди, появилась в поселке Бекетовка композитор Александра Пахмутовав пригороде Сталинграда 9 ноября 1929 года. Мама поощряла влечение ребенка к творчеству и возила поездом в Сталинград на занятия в музыкальной школе. Там в первые военные годы девочка услышала и грозные звуки разрывающихся снарядов. Семья год жила в эвакуации в Караганде. Александра продолжила обучение музыке, придумывала мелодии и песенки, а позже попросила своих родителей послать ее в Москву продолжать образование. В 1943 году папа поддался на уговоры и отвез дочь в столичную музыкальную школу при консерватории имени Чайковского. Через пять лет гениальная женщина стала студенткой композиторского отделения и позднее закончила аспирантуру.

Юный композитор Александра Пахмутова

В архивах консерватории сохранилась кинопленка 1944 года с записью одного из занятий Али Пахмутовой в классе композитора Виссариона Шебалина. За кадром диктор показывает, что исполняется вторая часть сонаты Пахмутовой самим же автором. Виссарион Яковлевич пристально слушает и дает кое-какие советы. Эти неповторимые кадры демонстрируют, каким даром уже в ранней молодости владела Александра Пахмутова. композитор Александра ПахмутоваДиктор подчернул, что это пока еще никому не знаменитый композитор – Аля Пахмутова. Вряд ли диктор тогда имел возможность предположить, сколь мало времени остается перед тем, как имя этого молодого композитора прогремит на целый СССР.

По окончании консерватории Александра Пахмутова посвятила себя классической музыке, а со временем начала создавать мелкие шедевры называющиеся песни, каковые и сделали ее широко знаменитым композитором. Никто не сомневается, что ее гений проявился бы в любом музыкальном жанре, но будущее на всю жизнь связала ее нитью поэтому с песенным творчеством.

Дама, которую поют

Любая ее песня имеет свою неповторимую судьбу, и любая – как новый ребенок – выношенная, рожденная, взращенная и отпущенная в свободное композитор Александра Пахмутоваплавание. Быть может, поэтому исходя из этого у нее нет детей. Говоря об Александре Пахмутовой, нереально отделить ее от мужа – выдающегося поэта-песенника Николая Добронравова. Их встреча случилась во времена «оттепели» в радиостудии, где обоим необходимо было записать детскую песню «Лодочка моторная». На ней они поплыли по волнам жизни и вот уже больше полувека совместно переживают эйфории и горести, придумывают стихи и песни. Николай Николаевич и Александра Николаевна исколесили вдоль и поперек целый СССР, написали много известнейших песен о постройке ГЭС и в один раз, геологах и космонавтах, комсомольцах и спортсменах, сопровождая эре совместно. Целые циклы песен были посвящены детям и молодежи. Кроме того песни, созданные «по заказу», Пахмутова наполняла таковой искренностью и нежностью, вкладывала в них всю глубину своей души.

Целый арсенал песен был написан для детей. Александра Пахмутова постоянно цитирует композитора Дмитрия Кабалевского, который заявил, что любой композитор должен в год создавать хотя бы по одному произведению для детей. Александра Николаевна неуклонно следовала этому правилу.

Как молоды мы были

Создавая ту либо иную песню, Александра Пахмутова четко воображала, кто должен ее выполнить композитор Александра Пахмутова– Муслим Магомаев либо Иосиф Кобзон, Лев Лещенко либо Юрий Гуляев, Майя Кристалинская либо Эдита Пьеха, Эдуард Хиль либо Валерий Ободзинский, София Ротару, Анна Герман либо Валентина Толкунова. Ее песни грезили и по сей день грезят петь самые именитые исполнители. Не хватит и целой страницы, дабы перечислить только фамилии тех, для кого она написала свои звездные творения.

Само собой разумеется, не все песни худсовет понимал и принимал с первого раза, кое-какие и вовсе клали под сукно, но Александра Пахмутова ни при каких обстоятельствах не впадала в отчаяние, не копила обид и продолжала работать, посвящая время лишь творению еще более увлекательных песен. Это вовсе не означает, что она сдавалась без боя. К примеру, так было с песней «Как молоды мы были» в исполнении Александра Градского. Худсовет прослушал запись и запретил ее трансляцию в таковой версии. Александра Николаевна кроме того не стала выяснять, кому конкретно песня пришлась не по душе, а просто перестала появляться в профильном комитете, демонстрируя свою принципиальную позицию. Спустя какое-то время ей перезвонили с извинениями, ссылаясь на то, что сходу якобы не осознали задумки композитора и исполнителя. Эта песня актуальна вот уже без малого 40 лет.

В случае, если можешь, прилетай скорей

Музыка для кинофильмов занимает особенное место в жизни и творчестве композитор Александра ПахмутоваАлександры Николаевны. Первый документальный фильм, в котором раздалась ее музыка, написанная совместно с Андреем Эшпаем, назывался «Экран жизни» 1955 года. Позже была работа над фильмами «По ту сторону», «Девчата», «Три тополя на Плющихе» и многие другие. Кстати, в то время, когда режиссер Татьяна Лиознова попросила у Александры Пахмутовой разрешения применять песню «Нежность» в исполнении Майи Кристалинской в фильме «Три тополя на Плющихе», композитор сначала категорически отказалась. Пьеса, по которой снимали киноленту, ей не понравилась. Режиссер поступила мудро – попросила взглянуть фрагменты отснятого материала. По окончании замеченного Александра Пахмутова ушла с мыслью о том, что никому из композиторов не даст данный фильм. Он стал для нее одним из самых любимых на всю жизнь, а песня по окончании выхода фильма на экраны приобрела ошеломительную популярность.

Отдельного рассказа заслуживают песни, написанные Александрой Николаевной и композитор Александра ПахмутоваНиколаем Николаевичем о первом отряде летчиков-космонавтов. Искренняя дружба связывала их с семьей Юрия Гагарина, они довольно часто виделись, пели у фортепиано, совместно ездили отдыхать. Поэтому Александру Пахмутову одну из немногих композиторов в обстановке строжайшей секретности посвятили в замыслы первого полета человека в космос и попросили написать песню на эту тему. Потрясению от таковой новости не было предела, тем увлекательнее было создавать новые песни во славу покорения человеком космоса.

Олимпийское звонкое эхо Александры Пахмутовой

Великий талант и умение придумывать массовые, всенародно любимые песни применяли и незадолго до Олимпиады-1980 в Москве. Так на свет появились «До свиданья, Москва» в исполнении Льва Лещенко и «Птица счастья», под которую «зажигали» все гости Олимпиады на танцевальных вечерах. Пахмутову и Добронравова кроме того внесли в Книгу рекордов Гиннесса, как авторов лучшей песни «До свиданья, Москва», посвященной Олимпиаде.

композитор Александра Пахмутова

С Тихоном Хренниковым и Майей Кристалинской

А за год до Игр ее пригласили поработать над официальным фильмом об Олимпиаде и написать для картины музыку. В документальный фильм «Баллада о спорте» вошли песни «Мне с детства снилась высота», «Темп», «Марафон» и «Да разве сердце позабудет». Для него же Людмила Гурченко записала «Команду юности нашей», которая в окончательный вариант фильма не поместилась, но получила независимую жизнь и любовь зрителей. Песню «Богатырская наша сила» в документальной ленте выполнял оперный певец Дмитрий Гнатюк, а вторую жизнь дал ей Стас Намин со своей группой «Цветы».

Тебе судьбу мою вершить, тебе одной меня делать выводы

Александра Пахмутова согласится, что знает «формулу успеха» песни – музыкальные приемы, каковые побуждают человека многократно прослушивать песню либо приводят к желанию прихлопывать и подпевать, но она ни при каких обстоятельствах ими не пользуется. Согласно точки зрения композитора, это возможно сравнить с целью соблазнить девушку, к которой не испытываешь никаких эмоций.

Точно так же Александру Николаевну еще никому и ни при каких обстоятельствах не удалось упрекнуть кроме того в мельчайшем плагиате. Добросовестное, честное и искреннее служение творчеству – основной залог долгого успеха композитора.

композитор Александра Пахмутова

С Людмилой Зыкиной и Иосифом Кобзоном

Шли годы, пролетали десятилетия, сменялись поколения, правители и режимы, а талант и душа Александры Пахмутовой помогали ей в каждые времена оставаться достойным человеком. Наряду с этим ни она, ни Николай Добронравов ни при каких обстоятельствах не пребывали в КПСС, не пользовались государственными благами а также в тяжёлые времена ни в чем не поменяли себе и своим правилам, оставаясь знаками всего ушедшего столетия и визиткой современной России.

На данный момент Александра Пахмутова и Николай Добронравов выполняют в Москве только пара месяцев. Другое время у них занимают поездки, творческие встречи, конкурсы и просто путешествия. Это стало их хобби. Домашняя пара побывала на всех континентах не считая Антарктиды.

ФАКТЫ

Песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Надежда» сначала выполняли и Иосиф Кобзон, и Муслим Магомаев. Но в один раз Анна Герман попросила редактора компании «Мелодия» Анну Качалину отправить ей пара песен советских композиторов, каковые она имела возможность бы взять в свой репертуар. Так появилась «Надежда» в исполнении Анны Герман и стала настоящим шлягером своего времени.

композитор Александра Пахмутова

С мужем Николаем Добронравовым

***

Мало незаслуженно остаются малоизвестными массовому слушателю классические произведения Александры Пахмутовой, не смотря на то, что они звучат в лучших концертных залах мира. Прославленные маэстро считают громадной успехом возможность выполнить музыку великой Александры Николаевны.

***

Александра Пахмутова категорически отказывалась вступать в КПСС, хоть и стала автором огромного количества песен на ленинско-комсомольскую тематику. Она растолковывала свою позицию тем, что в любой идеологии имеется настоящие последователи, идущие в пламя за идею, и те, кто скрывается за их спинами. Александра Николаевна писала песни о первых, а именно те, кто относился к коммунистической идее цинично и кликали композитора в партию. Она превосходно понимала, вступив в партию, она будет вынуждена на них работать. «Я бы ничего не написала, эти псевдокоммунисты стали бы отвлекать меня своими поручениями».

А.Н. Пахмутова. Воспоминания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»