The Doors. Приоткрывая двери
Из всех эпитетов, которыми пресса и критики когда-либо награждали группу The Doors, самым подходящим будет «самобытная».
Она вправду ворвалась в рок-музыку необычайным вихрем, так же быстро пронеслась по вершинам хит-парадов и столь нежданно угасла по окончании смерти своего харизматичного фаворита. Но многие композиции The Doors до сих пор воодушевляют музыкантов, не дают спокойствия поклонникам и толкают на страшные опыты.
Рождение легенды
Об истории группы The Doors написана не одна книга, сняты фильмы и документальные передачи. Вехи становления музыкального коллектива возможно проследить ход за шагом и лишь двое из сейчас живущих участников группы знают, что из этого было в действительности. Но, поклонники вряд ли когда-нибудь определят все тайны и загадки данной знаковой группы, поскольку легенду нельзя разрушать, в противном случае не станет знака свободы и непримиримости.
Перенесемся на время в Калифорнию 1965 года. Жаркое лето, пляжи полны молодежи, в воздухе витает дух бунтарства и непокорности, отрицания канонов и правил поведения. Вот в таковой атмосфере встретились два молодых человека на одном из пляжей Лос-Анджелеса. Это были Джим Моррисон и Рэй Манзарек. До этого они уже виделись в киношколе, исходя из этого разговор завязался приятельский. Джим поведал Рэю о том, что увлечен написанием песен, но ему не достаточно смелости кому-нибудь их продемонстрировать либо напеть. Манзарек настоял и услышал из уст Моррисона песню «Moonlight Drive». Композиция произвела такое впечатление на Рэя, что он тут же внес предложение Джиму сколотить группу, тем более он был знаком с несколькими музыкантами и имел возможность переманить их из других коллективов.
Моррисон не стал долго раздумывать и дал согласие на творческую авантюру, которая предопределила всю (хоть и маленькую) его предстоящую жизнь. Так в новоиспеченный коллектив попали гитарист Робби Кригер и ударник Джон Денсмор, каковые игрались в группе Rick and the Ravens.
Бесконечность The Doors
Уже через месяц сформировавшийся состав коллектива сделал первые демо-записи своих творений. Тогда же Моррисон придумал для группы лаконичное наименование The Doors. Эта мысль посетила Джима по окончании прочтения «Дверей восприятия» Олдоса Хаксли. Создатель в предисловии написал фразу из поэмы Уильяма Блэйка: «Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы человеку таким, как оно имеется – нескончаемым». Таким же нескончаемым, неподвластным времени и событиям стало творчество группы The Doors. Более неоднозначного коллектива В США в 1960-х годах было не отыскать.
Уникальность группы подтверждалась не только харизмой Джима Моррисона, но и творческими свойствами других членов коллектива. К примеру, Джон экспериментировал с ударными, Рэй одной рукой на особой клавиатуре игрался басовые партии (бас-гитариста в группе не было), а вторая у него была занята выполнением простых клавишных отрывков. Оригинальность музыке придавал и коллективный подход к ее созданию – любой из участников The Doors привносил в песню частичку своего видения конечного продукта.
Популярности группе прибавляли и регулярные выступления в местных клубах. В один из них на концерт The Doors намерено пришли Як Хольцман (президент звукозаписывающей компании Elektra Records) и музыкальный продюсер Пол Ротшильд. Кстати, услышать вживую выступление одиозной группы им дал совет Артур Ли – вокалист рок-группы Love. Як с Полом нисколько не пожалели, что посетили известное заведение Whisky A Go Go и стали свидетелями столь впечатляющего выступления. Моррисон так разошелся в конце программы, что начал выкрикивать со сцены не весьма пристойные фразы. Для того чтобы обладатель клуба стерпеть не имел возможности и порвал с группой договор. Исходя из этого как запрещено вовремя подоспело предложение музыкального лейбла о сотрудничестве с коллективом.
Психоделика устами Моррисона
Всего пара дней пригодилось музыкантам, дабы записать дебютный альбом называющиеся «The Doors». С него-то и открылись их двери в мир признания и успеха. Песня «Light My Fire» через пара месяцев сделала их кумирами национального масштаба и поставила в один ряд с этими рок-группами как Jefferson Airplane и Grateful светло синий. Поклонников очаровывал сильный и неповторимый голос Джима Моррисона, его брутальный внешний вид, энергетика и обтягивающие кожаные брюки. Эти атрибуты вмиг сделали его секс-знаком среди молодежи.
Он же себя таковым совсем не считал. Напротив, сначала кроме того стеснялся поворачиваться лицом к зрителям, выполняя свои мистические песни, ощущал себя на сцене неуверенно. Подавить свою боязнь публичности он пробовал посредством алкоголя и психоделических препаратов. Его кидало из крайности в крайность, что часто приводило к скандалам и проблемам с правоохранительными органами. Не смотря на то, что это лишь подогревало интерес к его персоне и группе в целом. Их приглашали на популярные телепередачи и в актуальные клубы, о них сказала вся Америка. Творчество The Doors отвечало потребностям эры – молодежь желала слышать необыкновенные бунтарские тексты и видеть развязное поведение на сцене. Поклонники толпами валили на концерты, случались кроме того столкновения с полицией, в то время, когда выступления проходили на открытых площадках.
То ли под влиянием менеджеров студии звукозаписи, то ли по каким-то другим обстоятельствам новый альбом The Doors был более понятным массовому слушателю. Последней песней звучала 11-минутная композиция «When the Music’s Over», которая совсем закрепила за фронтмэном и группой репутацию гуру рока. Критики заподозрили в этом коммерческий интерес, находя бунтарский имидж коллектива через чур наигранным. Моррисон, в характерной ему манере, отвечал на подобные упреки только неоднозначными фразами.
Не избежал нападок и третий альбом, который еле дался The Doors, в силу того, что вокалист уже был зависим от постоянного алкогольного допинга. Не обращая внимания на все неприятности, альбому удалось добраться до первой строки американского хит-парада. Кстати, из высшего эшелона чартов группа не выходила ни при каких обстоятельствах.
Дорзомания
Летом 1968 года Джим, Рэй, Робби и Джон отправились в первое зарубежное турне. Сперва их встречал Лондон, где в то время гремела слава The Beatles, после этого «дверям» покорилась и вся Европа. Лишь в Амстердаме группа вышла на сцену без вокалиста, Моррисон был под таким влиянием наркотиков, что не в состоянии был выступать.
На данный момент сложно заявить, что заставляло совсем еще молодого Джима так быстро загонять себя в могилу. Общеизвестно, что многие рокеры той эры неизменно употребляли психотропные вещества. Кто-то искал в них вдохновение, кому-то они помогали забыться. Но финал таких опытов с собственным организмом довольно часто был предсказуем.
Временами Моррисону получалось собраться и плодотворно работать. Так было и с созданием нового альбома, песня «Touch Me» из которого снова взорвала умы почитателей их творчества. Позже продюсеру группы удалось добиться выступления The Doors в легендарном Madison Square Garden в январе 1969 года.
Проблемы начались спустя два месяца, в то время, когда коллектив выступал в солнечном Майами. Больше семи тысяч людей пришли в зал послушать популярнейшую группу и взглянуть на музыкантов вживую. Моррисон еле стоял на ногах и вряд ли понимал, что выкрикивает публике. Концерт пришлось прервать, а фронтмэну группы пришла повестка в суд за непристойное поведение на сцене. Полтора года обвинители пробовали отыскать свидетелей того, как он снимал брюки прямо на выступлении, но ни один из тех, кого удалось опросить как свидетеля, не подтвердил эти сведенья.
Последняя гастроль The Doors
Парадоксально, но ни алкоголь, ни наркотики, ни прибавленные лишние килограммы не мешали Джиму Моррисону петь как прежде, завораживая тысячи слушателей. Альбом «The Soft Parade» оказался еще более попсовым, а пластинку «Morrison Hotel» критики и вовсе сочли оптимистичной. Это разрешило им сделать вывод о том, что вокалист разобрался с собой и возвратился к прошлой форме. Но это было ошибкой. У него так же, как и прежде случались неприятности с законом, а поведение не поддавалось никакому объяснению.
12 декабря 1970 года участники The Doors в последний раз выступили совместно перед публикой. Затем была только совместная запись последнего альбома. Затем Джим со своей девушкой Памелой уехал во Францию, а 3 июля 1971 года она отыскала его мертвым в ванной комнате. Официальная обстоятельство смерти – сердечная недостаточность, но экспертизы никто не проводил и подлинных данных мы уже ни при каких обстоятельствах не определим. До сих пор ходят слухи о том, что Моррисон инсценировал свою смерть, дабы навсегда скрыться от публичности и славы.
40 лет одиночества
Музыканты были шокированы произошедшим, остались песни и музыка, но не стало главного исполнителя. Многие понимали, что его образ жизни не имел возможности привести ни к чему другому. Джим стал в один ряд с теми звездами, каковые быстро вспыхнули, а позже угасли в 27 лет, пополнив ряды «Клуба 27».
Участники The Doors сперва пробовали отыскать другого вокалиста, но заменить кумира миллионов не так-то просто, исходя из этого было решено продолжать втроем. Манзарек, Кригер и Денсмор выпустили еще два альбома и музыкальное сопровождение к записям стихов Моррисона. Затем коллектив практически прекратил существование, не смотря на то, что официальных объявлений по этому поводу ни от кого не поступило.
Робби Кригер и Рэй Манзарек на Аллее Славы
Уже в двадцать первом веке музыканты снова объединились и создали проект вместе с вокалистом Иэном Эстбери, не пригласив лишь Джона Дэнсмора. Бывший ударник The Doors не стерпел таковой обиды и обратился в суд с требованием поменять наименование коллектива. Суд удовлетворил его иск. А в 2013 году не стало Рэя Манзарека, так из первоначального состава группы остались лишь гитарист Робби Кригер и барабанщик Джон Дэнсмор.
Коллектив просуществовал в активном творчестве всего 6 лет, покинув любителям музыки много материала для изучения и поиска ответов. Еще издаются отдельные синглы, выходят книги и фильмы, переиздаются ветхие пластинки, значит, история группы не закончена.
ФАКТЫ
Известный режиссер Оливер Стоун снял в 1991 году фильм об истории группы с одноименным названием. К созданию киноленты привлекли Манзарека, Дэнсмора и Кригера, но финальный вариант им не весьма понравился. Быть может, они просто что-то оставили в тайне…
***
Из-за скандального поведения Джима Моррисона на сцене, группу The Doors не пригласили на знаковые музыкальные фестивали – интернациональный фестиваль поп-музыки в Монтерее (Калифорния) 1967 года и Вудстокскую ярмарку музыки и искусств 1969 года.