Родион Щедрин – Король современного оркестра
Громадная музыка должна быть доступна громадной аудитории – под таким девизом творит великий композитор второй половины XX столетия и современности Родион Щедрин.
Никому из его современников не удалось так обширно развить в своем творчестве тематику родной страны. Практически все его балеты и оперы написаны на сюжеты выдающихся писателей – Чехова, Гоголя, Набокова, Толстого, Лескова, а опытные музыканты именуют Щедрина королем современного оркестра.
С детства рядом с великими
Творческая будущее композитора сложилась под влиянием семьи. Его папа – Константин Щедрин – имел полный слух и неповторимую свойство запоминать музыку по окончании первого прослушивания. В один раз данный талант увидела приезжавшая в его родную Тульскую область известная актриса Вера Пашенная. Она оплатила переезд юноши в Москву, где он поступил в консерваторию. Так началась творческая династия Щедриных.
Родион Щедрин появился 16 декабря 1932 года и музыкой был окружен с младенчества. Он с упоением слушал игру отца на скрипке. В 1941 году мальчика отдали в музыкальную школу при столичной консерватории, но тут грянула война и многие учебные заведения . В последних месяцах года семья эвакуировалась в Куйбышев (сейчас Самара), где ему довелось познакомиться с великим Дмитрием Шостаковичем. Юному Родиону посчастливилось побывать на главной репетиции известной Седьмой симфонии композитора. А все потому, что папа Щедрина работал важным секретарем в эвакуированном Альянсе композиторов под управлением Дмитрия Шостаковича. Кстати, тот часто помогал Щедриным решать и появляющиеся бытовые трудности.
Первые шаги в композиции
При первой возможности Щедрины возвратились в Москву и опять отдали сына в музыкальную школу. А в то время, когда в столице открылось хоровое училище мальчиков, его первый директор, известный хормейстер Александр Свешников пригласил Константина Щедрина преподавать историю и теорию музыки. Тот со своей стороны попросил принять в училище и Родиона. У парня был отличный слух и превосходный голос, исходя из этого с поступлением не появилось никаких неприятностей.
Сочинение музыки обучающимся не преподавали, но высокая подготовка разрешала им пробовать силы в музыкальной композиции. Александр Свешников поощрял своих воспитанников и разрешал сходу выполнять свои сочинения. Ученики имели возможность видеться с виднейшими музыкантами того времени – Рихтером, Козловским, Шостаковичем, Гилельсом, Флиером и Гинзбургом.
Преподаватели по фортепиано намеренно задавали разучивать произведения завышенной сложности. Именно поэтому по окончании окончания училища Родион имел программу, которая была достойна настоящего концертирующего пианиста.
Богатый студенческий опыт
В 1950 году Родион Щедрин поступил в один момент на два факультета Столичной консерватории. Фортепиано с ним занимался доктор наук Яков Флиер, а теоретико-композиторский класс вел доктор наук Юрий Шапорин. На занятиях начинающий музыкант овладел высоким искусством пианиста и значительно пополнил музыкальные знания. Родион так доверял Якову Флиеру, что постоянно делал его первым слушателем сочиненных произведений не только в студенческие годы, но и позднее.
Щедрин интенсивно развивал в консерватории и свой немыслимый интерес к фольклору. Ему удалось на своем творческом пути удивительно уникально применять народные музыкальные элементы, органично переплетая их с собственными композиторскими находками. Критики неоднократно отмечали, что в этом синтезе ему нет равных.
Родион Щедрин состоялся как композитор еще в студенчестве по окончании создания своего первого концерта для фортепиано. В консерватории это произведение посчитали через чур «формалистичным», но студенту повезло – один из докторов наук дал совет Альянсу композиторов включить данный концерт в программу очередного партийного пленума. Родион блестяще выполнил свое сочинение, а скоро взял письмо, в котором ему информировали, что его – студента 4-го курса консерватории приняли в Альянс композиторов. Это произошло кроме того без подачи им заявления.
Композитор и балерина
1958 год стал в жизни Родиона Щедрина самым романтичным и воистину важным. Он создал семью с балериной Майей Плисецкой. Они в первый раз встретились за пара лет до этого, в то время, когда в Москву приезжал звезда французского кино Жерар Филипп. Тогда он побывал в доме Лили Брик и встретился с творческой интеллигенцией, среди которой была Майя и Родион. Совсем же Щедрина с Плисецкой свел балет «Конек-Горбунок». В 1958 году его решил поставить Громадный театр. Там Родион смог разглядеть Майю на репетиции. Плисецкая уже была достаточно известной персоной, исходя из этого находилась под наблюдением КГБ. Сотрудники госбезопасности неизменно следили за возлюбленной Щедрина, но никакие агенты уже не могли их разлучить. К сожалению, детей в их семье не было. Таковой была великая жертва искусству очень способной балерины. А балеты Щедрина для жены стали целой эрой в культуре XX века.
Новаторские опыты Родиона Щедрина
В бурные 1960-е годы Родион создал самое знаковое свое произведение – балет «Кармен-сюита», кроме этого он в первый раз обратился к опере, после этого написал серию концертов для оркестра, сочинил две большие оратории и наиболее масштабное творение для фортепиано – 24 прелюдии и фуги. Параллельно Родион Константинович выступал как пианист и преподавал в Столичной консерватории.
В 1966 году Щедрин решился на опыт, который по смелости превосходил все в музыке советского периода. Владея особенной техникой музыкальной композиции, он задумал во Втором концерте для фортепиано сочетать ее с диаметральной противоположностью – мелодиями джазовой импровизации. Необходимо подметить, что Альянс композиторов не поддерживал ни первое, ни второе, но объединение двух направлений создало таковой кричащий контраст, что он привёл к самым жарким споры сотрудников. Время доказало правоту Родиона Щедрина. Его Второй концерт стал классикой, вехой в истории музыки. А сама использованная им техника музыкальной полистилистики стала трендом, веяньем времени.
Гражданская позиция
Принципиальность и высокие человеческие качества проявлял Родион Щедрин и в публичной жизни. В 1968 году он вместе с Константином Симоновым и Александром Твардовским отказался ставить подпись на письме в поддержку вступления армий государств Варшавского соглашения в Чехословакию. Тогда радиостанция «Голос Америки» стала систематично информировать об этом факте, именуя имена неподписавшихся. В итоге Родиону Щедрину пришлось пойти на компромисс и создать ораторию «Ленин в сердце народном», подобно тому, как в свое время Дмитрий Шостакович написал «Песнь о лесах». Не смотря на то, что Родион Константинович ни при каких обстоятельствах не вступал в КПСС.
Не обращая внимания на его публичную позицию, в 1973 году Щедрина выбирают главой Альянса композиторов РСФСР. На эту работу его благословил основатель Альянса Дмитрий Шостакович. На высоком посту Щедрин проработал практически 20 лет. Да и то, что такую огромную композиторскую организацию так долго возглавлял важный композитор-новатор, сыграло очень прогрессивную роль. Он довольно часто лично помогал другим композиторам, дирижерам и музыкантам. Не многие знают, какое количество отверженным молодым дарам помог Родион Константинович.
Верная муза Щедрина
Тем временем он продолжал творческое сотрудничество со своей обожаемой женой. Майе Плисецкой он посвятил балеты «Анна Каренина», «Чайка» и «Женщина с собачкой». Она постоянно говорила, что по отдельности их просто бы не существовало как личностей. Большим событием в музыкально-театральном направлении работы Щедрина была опера «Мертвые души» по Николаю Гоголю. Композитор в очередной раз придумал новшество – заменил скрипки оркестра камерным хором, а на сцене как бы расслоил оперу на «народную» и «опытную».
Наступившая в СССР перестройка сильно поменяла жизнь советской творческой интеллигенции и открыла ей невиданные возможности – заключение контактов за границей. Воспользовались этим и Родион Щедрин с Майей Плисецкой. В 1988 году они приняли участие в советско-американском фестивале «Делаем музыку совместно».
Волнующие темы
К 1000-летию принятия христианства на Руси Родион Щедрин создал сочинения, каковые продемонстрировали его подлинное отношение к данной теме. Он был внуком священника и сам в юные годы крещеный, исходя из этого написал сперва произведение «Стихира на тысячелетие крещения Руси», а после этого «Запечатленный ангел».
Во второй половине 80-х годов прошлого века Щедрин все больше начал получать творческих предложений из зарубежа. Композитор отвечал созданием музыки на любимую русскую тематику, распространяя родную культуру в мире.
Значительные перемены в жизни семьи Щедрина и Плисецкой настали с распадом СССР и образовании нового страны. Развалившаяся экономика и появившиеся материальные неприятности стали явной угрозой творчеству двух титанов культуры. Тогда Родион Константинович решил уехать в Германию, а Майя Михайловна, конечно же, последовала за ним. Там он довольно много писал, публиковал и ставил. Кроме этого они приобрели дачу в Литве и взяли литовское гражданство. С того времени их жизнь была поделена между тремя государствами.
Фестивали в честь Щедрина
К 65-летию Родиона Щедрина во Франции, Финляндии, Германии и России прошли фестивали его музыки. 70-летний юбилей композитора отметили фестивалем в Москве и Санкт-Петербурге. Эти мероприятия продемонстрировали актуальность его творчества и тот неиссякаемый потенциал, который имеется у великого Щедрина. В это же время в Карнеги-холле состоялась премьера симфонических этюдов для оркестра называющиеся «Диалоги с Шостаковичем», а в Нью-Йорке прошла мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник» по повести Николая Лескова.
Композитор заряжает свою музыку таковой немыслимой жизненной силой, которую, возможно, не смогло полностью дать искусство ушедшего века. Поэтому исходя из этого столь велик в мире отклик на его музыкальные подарки. При жизни Родион Щедрин стал классиком всемирный музыки.
ФАКТЫ
В творческом наследии композитора – пять балетов, шесть опер, один мюзикл, три симфонии, пять фольклорных произведений, бессчётные концерты, симфонические этюды, и вокальные сочинения, музыка для кинофильмов, фортепианные пьесы и многие другие сочинения.
***
2 мая 2015 года прекратило биться сердце самого дорогого человека в жизни композитора – любимой Майи. Она завещала соединить свой прах с прахом мужа по окончании его смерти и развеять над Россией.