Лауреат «Триумфа» Борис Гребенщиков
У Бориса Гребенщикова имеется довольно много пышных эпитетов – преподаватель, легенда, гуру… Он этого не обожает, но проявляет глубочайшее долгое самообладание по этому поводу, создавая все новые и новые музыкальные шедевры.
Знатоки утверждают, что на концерты Бориса Гребенщикова стоит ходить хотя бы раз в год. Не знаю. Знатокам виднее. В чем уверена, так это в том, что у этого человека имеется очень многое, чему может поучиться любой из нас. Не подражать, нет. Но отыскать свой путь и не изменяя решения, направляться ему – да.
Начало «Аквариума»
Борис Гребенщиков появился 27 ноября 1953 годая в Ленинграде в семье директора завода Балтийского пароходства и юрисконсульта Ленинградского дома моделей. Дедушка Бориса погиб на протяжении блокады Ленинграда, а бабушка стала для него самым родным и родным человеком в семье.
Окончив физ-мат лицей, Гребенщиков начал отдавать довольно много времени музыке – вместе с приятелями записывал песни в домашних студиях. Группу назвали «Аквариум». Гастрольная деятельность не мешала музыканту обучаться в Ленинградском государственном университете им. Жданова на факультете прикладной математики. Более того, он принимал участие в деятельности экспериментального студенческого театра, а по окончании получения диплома стал работником НИИ социологии.
Не обращая внимания на то, что Борис Гребенщиков был фаворитом группы и автором большинства песен, он стремился к тому, дабы слушатель понимал – перед ним творчество «Аквариума». Уже в 1969 году Борис придумывал и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Скоро он убедился, что тексты песен должны быть русскими.
Не как все
Не обращая внимания на «официальную» изолированность обитателей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка значительно влияла в любой момент. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно.
Благодаря хорошему знанию английского фаворит «Аквариума» замечательно ориентировался в зарубежных музыкальных течениях, и планка, которую он себе ставил, всегда была на уровне мирового качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал чуть ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской республики. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, выполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью всемирный рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.
По окончании появления этого бэнда, понятие об отечественной рок-музыке кардинально поменялось. «Аквариум» и «Кино» стали самыми известными музыкальными проектами в СССР в 1980-е. Они собирали стадионы.
Столкновения
В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими знаменитыми деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями сейчас были относительно ровными, за исключением нескольких малых столкновений.
Группа «Аквариум»
В один раз музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для маленького концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, каковые разбили статуи в соседнем парке. Пара позднее по BBC передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы свыше тысячи человек.
Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» купили по окончании участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», прошедшем в Тбилиси в ноябре 1980 года, где храброе для тех лет выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой довольно много нареканий со стороны правительства.
Сейчас стиль панк еще не был признан кроме того в среде рок-подполья, и практически никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу.
Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Случилось знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе».
Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой. Но без ведома организаторов фестиваля программу поменяли. В первый раз публика услышала такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои».
На протяжении выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Возвратившись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных изучений ЛГУ, где он работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.
Возвращение Бориса Гребенщикова
По окончании ужасной смерти Виктора Цоя прекратило свое существование «Кино», «Аквариум» распался за ним. Потом до середины 1980-х Борис Гребенщиков трудился в различных местах как и другие «аквариумисты». В 1989 он записал сольный англоязычный альбом «Radio Silence» и создал новый музыкальный проект «БГ-Бэнд».
В 1993 году участники группы «Аквариум» воссоединились и, как словно бы получив второе дыхание, стали покорять любителей отечественной рок-музыки с новыми силами. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них довольно много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Снова появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается громадное влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на данный раз с группой The Band.
Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен Александра Вертинского в его выполнении, в 1999 – Булата Окуджавы. Обе эти пластинки аутентичны, передают уникальный дух песен, но наряду с этим абсолютно личны. Кроме этого осуществляются другие проекты, к примеру записи инструментальных альбомов, и альбом «Прибежище» – тибетские мантры, а в 2002 – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».
В 1999 вышел абсолютно не похожий на прошлые альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – твёрдый разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сейчас вещи своими именами. В 2003 «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.
В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Русском премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Успех». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Результат и продолжение
За много лет творческой деятельности группа Бориса Гребенщикова взяла пара музыкальных призов.
В 2005 году Гребенщиков стал радиоведущим авторской программы «Аэростат» на «Радио России», а через два года отыграл концерт на английской сцене Royal Albert Hall.
Борис Гребенщиков работает в Петербурге. Как мы знаем, что увлекается буддизмом и переводит письменные труды известных гуру на русский язык. Он кроме этого составил перечень всех чудотворных икон в России.
ФАКТЫ
Борис Гребенщиков в 1982 году спродюсировал первый альбом группы «Кино» – «45».
***
Борис Гребенщиков был официально женат три раза. От первого брака у него имеется дочь Алиса, узнаваемая киноактриса, от второго – сын Глеб, который работает диджеем. В 1991 году он женился на бывшей супруге Александра Титова Ирине и усыновил ее детей Марка и Василису.
***
С группой «Аквариум» издано более 40 альбомов, написано более 500 песен. Среди мегахитов: «Старик Козлодоев», «Город золотой», «Рок-н-ролл мертв», «Дети декабря», «Сестра», «Серебро Господа моего», «Дубровский».
***
Лондон – один из любимых городов Бориса Гребенщикова, и тут он довольно часто работает над альбомами.