Ференц Лист – Человек-комета

Ференц Лист прожил 75 лет. Это довольно много либо мало? Имел возможность бы и больше, но, по всей видимости, сжег себя, стремясь успеть через чур много.

И успел. Ференц Лист написал 647 произведений. Он неистово обучался, преподавал, открывал консерватории, дирижировал, занимался музыкальным просвещением, близко к сердцу принимал революции, каковые должны были поменять жизнь его народа. Комета, пронесшаяся над венгерскими селениями 22 октября 1811 года как бы отметила жизнь только что появившегося Ференца Страницы. Уже в юные годы он проявлял необычный талант, и эта радостная звезда как будто бы сопровождала его всю жизнь.

Любящие родители Ференца Страницы

Адам Лист служил у князя Эстерхази «надсмотрщиком за поголовьем овец». До 14 лет играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном. Адам придумывал произведения. В 1805 он добился назначения в Эйзенштадт, где в свободное от основной работы время он продолжил играться в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими в том направлении музыкантами. В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром Адама и потом стал кумиром его сына.

композитор Ференц ЛистМать Франца Страницы, урожденная Анна Лаггер, осиротев в 9 лет, поехала работать горничной в Вену, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 году сюда же приехал Адам Лист посетить отца. Юные люди познакомились и в январе 1811 поженились. Уже в октябре у них появился сын, ставший их единственным ребенком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-германски произносилось Франц. Чаще употребляется венгерское имя Ференц, не смотря на то, что сам Лист, слабо владея венгерским, ни при каких обстоятельствах его не применял.

Уроки музыки мелкого Ференца

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам рано начал учить сына музыке, преподавая ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист – игре на органе. По окончании трехлетних занятий, Ференц в восемь лет в первый раз выступил в публичном концерте. композитор Ференц ЛистПапа возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них дружественное отношение. Понимая, что сыну нужна важная школа, папа везет его в Вену. Тут с 1821 года Лист занимался игрой на фортепиано у Карла Черни. Он дал согласие учить мальчика бесплатно.

Школа Черни дала Странице универсальность его фортепианного искусства. Выступая на концертах, Лист создавал сенсацию среди венской публики. На протяжении одного из них Бетховен поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.

Париж и Лондон

Зимний период 1823 года Страницы перебираются в столицу Франции. Папа молодого дара сохранял надежду на поступление сына в консерваторию. Но в том направлении Ференца не приняли, поскольку он был чужестранцем. Слава чудо-ребенка опередила его приезд. Блестящие советы открывали двери самых аристократических салонов столицы. Не прошло и нескольких недель, как Ференц игрался во дворце герцогини Беррийской, где планировали члены королевской семьи. Успех этого выступления был равносильным признанию всего Парижа.

В один раз он игрался у герцога Орлеанского – будущего короля Франции Луи-Филиппа. Очарованный герцог помогал устройству концерта Страницы в Итальянском дирижер Ференц Листтеатре оперы и балета. На протяжении концерта, в то время, когда Лист игрался сольную часть, свободные от игры музыканты так увлеклись его выполнением, что забыли вступить вовремя. Один из рецензентов написал: “…мелкий Лист так потряс оркестр, что тот онемел”.

Данный успех совсем закрепил за Страницей славу нового Моцарта. Его музыкальную карьеру в Париже возможно было считать обеспеченной. У Паэра появилась идея ошеломить Париж: его 12-летний ученик напишет оперу. Работа над ней прервалась поездкой в Англию, куда Страниц пригласил приятель семьи, фабрикант роялей – Эрар. У него в Лондоне был филиал фабрики, и он желал, дабы Ференц опробовал новые инструменты.

Лондон оказал парижской знаменитости теплый прием. К нему отнеслись тут не просто как к баловню салонов, а как к подлинному артисту, настоящему маэстро. По окончании нескольких выступлений Ференц возвратился в Париж, дабы закончить оперу. Сдав ее, Ференц отправился во второе концертное турне в Англию и на юг Франции.

Как же без любви

любовь Ференца Листа

Мари д’Агу

Большую роль в творчестве Ференца сыграло его путешествие с Мари д’Агу по Швейцарии и Италии, предпринятое в конце тридцатых годов девятнцадцатого века. Эта Диана парижских салонов сходу пленила Страницы. Она во имя любви отказывается от семьи, дома и едет вместе с любимым искать счастья на чужбине. В декабре 1835 года у них рождается первый ребенок – дочь Бландина. Через пара лет они расстались. Но в то время счастье взаимной любви, сильные впечатления от природы, знакомство с шедеврами искусства – все это, разумеется, с особенной силой вынудило Страницы почувствовать в себе не виртуоза, а в первую очередь живописца. Он довольно много размышляет об искусстве и делится мыслями со своими приятелями в форме открытых писем (“Путевые письма бакалавра музыки”), публиковавшихся в одной из парижских музыкальных газет.

Ненасытный голод

Жажда творчества обуревает Страницы. Но его приятели ошибаются, думая, что, прекратив быть только пианистом-виртуозом, Лист начнет писать симфонии и оперы. Лист пишет одну за другой фортепианные пьесы, пишет под впечатлением замеченного, услышанного, прочтённого, под влиянием лирических и философских размышлений. Так, параллельно “Путевым письмам” рождается цикл “Альбом путешественника”, перевоплощённый более поздней редакцией в известное и единственное в своем роде собрание программных фортепианных пьес “Годы странствий”. композитор Ференц ЛистПлан романтичен. Лист пытается запечатлеть картины природы и все то, что его захватывает в его путешествии, привнося в свое творчество большую часть романтического лиризма. В окончательном виде пьесы, созданные на протяжении “странствий”, группируются в две тетради с подзаголовками: “Швейцария” и “Италия”.

Фортепианная игра Страницы и его творчество не могли не мешать друг другу, поскольку потребовали огромной затраты сил и времени. Творческое уединение середины 1830-х годов сменилось гастролями. Лист объехал за десять лет (1837-1847 годы) всю Европу. Лишь в Россию Лист приезжал трижды. Необычные творческие контакты появились у него с четырьмя русскими композиторами – Бородиным, Римским-Корсаковым, Кюи и Лядовым. Из всех великих западноевропейских музыкантов XIX века никто не имел таких разносторонних связей с русской музыкой, как Ференц Лист. Он верил в блестящем ее будущем.

Конец гастролей Ференца Страницы

По окончании очередной поездки в Россию в 1847 году Лист наконец прервал свою карьеру концертного пианиста, дабы полностью отдаться творчеству. Композитор взял реванш у исполнителя… В будущем Лист не отказывался вовсе от выступлений, но они происходили от случая к случаю и уже ни при каких обстоятельствах не носили систематического композитор Ференц Листхарактера. Период 1848-1861 годов – веймарский – самый броский, самый плодотворный в творчестве Страницы. Сейчас он осуществляет многие большие планы. Лист-исполнитель в эти годы выступает в новом качестве – дирижера Веймарского придворного театра оперы и балета и пара реже – концертного дирижера.

В это же время жизнь дарила не только эйфории. Лист восхищался творчеством Вагнера. Но как пропагандист музыки Вагнера он оказался не столь удачлив, как творец собственных произведений. Не считая “Лоэнгрина” он так и не смог добиться постановок других опер приятеля. Все чаще при дворе задевают его самолюбие, показывая неуважение к его возлюбленной – княгине Каролине Витгенштейн, которую он полюбил еще будучи совсем молодым.

По окончании отъезда из Веймара на Страницы обрушиваются новые беды. Опоздал еще залечить раны, нанесенные ему в городе, который он пробовал перевоплотить в Афины новой музыки, а будущее уже готовила новые тяжелые удары. Лист едет в Рим в надежде устроить свою личную жизнь.

Не будущее

Каролина по окончании неустанных хлопот в столице католической церкви, продолжавшихся более полутора лет, взяла, наконец, согласие папы на расторжение брака с князем Витгенштейном. Каролина желала, дабы венчание их прошло в Вечном городе. Все было готово к грядущему бракосочетанию. Оно должно было случиться на следующий день по окончании приезда Страницы, 22 октября 1861 года, в сутки его пятидесятилетия. Но незадолго до, поздно вечером, княгине сказали, что по велению папы дело о ее разводе снова откладывается на неизвестный срок. Это был ужасный удар. В течение четырнадцати лет Ференц и Каролина делали все возможное, чтобы получить право на брак, на обычную домашнюю жизнь, защищенную от косых взоров, осуждения светского общества.

композитор Ференц Лист

Каролина

Фанатично религиозная, склонная к мистицизму Каролина решает, что ей не предназначено судьбой быть радостной в этом мире. Она абсолютно отдается изучению богословия, отказываясь от личного счастья. Затворница по собственной воле, она в течение продолжительных лет не покидает своей римской квартиры, где работает с утра до ночи над богословскими трактатами, при наглухо закрытых окнах и ставнях, при свете свечей. По вечерам ее навещают Лист и родные приятели.

Лист устал от вечных неудач и разочарований. Он душевно надломлен смертью горячо любимого сына Даниэля, погибшего от скоротечной чахотки. Композитор весьма медлительно возвращается к творчеству, пишет церковную музыку, заканчивает ораторию “Легенда о святой Елизавете”. Его настигает новый удар судьбы – умирает его старшая дочь Бландина.

Римская церковь оказывает ему все большее внимание. В Ватикане в праздничные дни исполняются его “Папский гимн” в переложении для органа. Страницы уговаривают посвятить себя церкви. 25 апреля 1865 года Лист принимает небольшой постриг и поселяется в Ватикане. Решение Страницы приводит к недоумению и испуг друзей, злобные выпады врагов. Но, эта власть церкви над Страницей была очень относительной. Композитор не отошел от своих друзей-вольнодумцев, горячо сочувствовал гарибальдийскому движению и, не стесняясь, разрешал себе самые свободолюбивые высказывания.

Одиночество в море любви

Не заканчивается и творческая деятельность композитора. Написанные в 1870-х годах пьесы для фортепиано, отражающие впечатления от нахождения в Италии Страницы-аббата, Страницы – умудренного годами мастера, составили третью тетрадь цикла “Годы странствий”. И опять в неустанных трудах протекает жизнь Страницы. Композитор Ференц ЛистДля своего возраста он только живой и подвижный. Композитор преподает в Веймаре, Будапеште, ездит в Рим, а за ним торопятся его ученики. Неугомонный музыкант выступает во многих городах как пианист и дирижер. В Вене славятся “листовские недели”, программы которых складываются из его симфонических и фортепианных произведений. Довольно часто его возможно заметить на эстраде совместно со своими учениками.

Идут годы, и не смотря на то, что Лист больше чем когда-либо окружен учениками и поклонниками, он все больше начинает испытывать щемящее чувство одиночества. Многих его сверстников – друзей и врагов – уже нет. Двое его детей погибли, а дочь Козима вечно далека от него; подруга жизни – единственная опора на склоне лет – ушла в религию, и он остался один в бурном жизненном водовороте. Он борется приложив все возможные усилия, старается сохранить свое жизнеутверждающее кредо, но течение уносит его.

1885 и 1886 годы проходят под знаком листовских торжеств в связи с его семидесятипятилетием. В это же время здоровье Страницы ухудшается, слабеет зрение, тревожит сердце. Из-за отеков ног временами он перемещается только с посторонней помощью. Ночью 31 июля 1886 года он скончался. Устав гореть, комета счастья Ференца Страницы погасла.

Ференц Лист

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»