Дмитрий Шостакович: «Жизнь Прекрасна!»
Подлинный масштаб композитора Дмитрия Шостаковича, весьма известного не только в России, но и за ее пределами, возможно лишь выяснить словами “великий, гениальный”.
Чем гениальнее человек, тем меньше за всеми его достижениями мы подмечаем поэтому самого человека. Критики и музыковеды пишут громадные статьи о том, что желал продемонстрировать композитор в том либо другом своем произведении. Какие конкретно эмоции либо переживания бурлили в нем на протяжении написания произведения. Но, грубо говоря, это всего лишь предположения. За сухими фразами: гениальный композитор, пианист, дирижер и публичный деятель мы теряем образ человека, а видим лишь его наружную, затрепанную внешнюю оболочку. Дмитрий Шостакович не исключение из правил…
Цветочки
Личная жизнь композитора приводит к интересу у большинства биографов, музыкантов, искусствоведов и бессчётных поклонников. Любопытно, что, владея необычным музыкальным талантом, даром виртуозного пианиста, – добившись славы и признания, Дмитрий Дмитриевич Шостакович был весьма не уверен и робок с дамами.
Шостакович появился в Санкт-Петербурге 25 сентября 1906 года в семье химика и пианистки и уже с ранних лет увлекся игрой на фортепиано. Дмитрий был худеньким бессловесным мальчиком, но за роялем перерождался в наглого музыканта.
В 13 лет юный композитор влюбился в 10-летнюю Наталью Кубе. Воздыхатель посвятил ей маленькую прелюдию. Тогда Дмитрию казалось, что это чувство останется с ним на всю жизнь. Но первая любовь понемногу угасла, но желание придумывать и посвящать свои произведения любимым дамам у композитора осталось на всю жизнь.
Ягодки
Отучившись в личной школе, юный человек поступил в Петроградскую консерваторию и удачно ее окончил в 1923 году. Одновременно с этим в жизни начинающего композитора появилась женщина, в которую он влюбился с новой, уже юношеской страстью. Татьяна Гливенко была ровесницей Шостаковича, хороша собой, замечательно образована и отличалась живым и радостным нравом. Завязалось романтичное и долгосрочное знакомство. В год встречи с Татьяной впечатлительный Дмитрий принялся за создание Первой симфонии.
Через три года в Санкт-Петербурге состоялась премьера этого музыкального произведения, облетевшего спустя десятилетия всю землю. Глубина эмоций, каковые выразил юный композитор в симфонии, была вызвана и начавшейся заболеванием Дмитрия, которая появилась благодаря бессонных ночей, амурных переживаний и развивающейся на этом фоне тяжелейшей депрессии. Испытывая самые ласковые эмоции к любимой, Шостакович не думал о грядущем браке кроме того через пару лет знакомства.
Скрытые страсти Дмитрия Шостаковича
Татьяне хотелось детей и законного мужа. И в один раз она открыто заявила Дмитрию, что уходит от него, приняв предложение руки и сердца от другого поклонника, за которого скоро и вышла замуж.
Нина Шостакович
Композитор кроме того не постарался остановить девушку от столь решительного шага, и тогда Татьяна предпочла больше не поддерживать с ним никаких взаимоотношений. Но забыть Татьяну не получилось: композитор продолжал встречать ее на улице, писать пылкие письма, сказать о любви уже супруге другого приятели. Через три года, все-таки набравшись смелости, он попросил Гливенко бросить мужа и стать его женой, но та не восприняла предложение Шостаковича без шуток. К тому же она в то время уже ожидала ребенка. В апреле 1932 года Татьяна родила сына и попросила Шостаковича навсегда вычеркнуть ее из своей жизни.
Ирина Шостакович
Совсем убедившись, что любимая к нему ни при каких обстоятельствах не возвратится, в мае того же года композитор женился на юный студентке Нине Варзар. Данной даме предстояло провести с Дмитрием Дмитриевичем более двадцати лет, родить композитору дочь и сына, пережить измены мужа и его увлечения другими дамами и погибнуть раньше обожаемого супруга.
По окончании смерти Нины Шостакович женился еще два раза: на Маргарите Кайоновой, с которой прожил непродолжительное время, и на Ирине Супинской, окружившей уже стареющего мужа теплотой и заботой, каковые сохранились в их семье до самой смерти великого русского композитора.
Шостакович-музыкант
Дела сердечные не мешали, а напротив постоянно помогали композитору творить. Однако весьма сложно переплести две ветви жизни, в силу того, что в каждой из них он в один момент весьма различный и однообразный. Однообразен в достижении поставленной цели, а отличие содержится в том, что все-таки в отношениях с музыкой Шостакович был решительнее.
Итак, окончив консерваторию по классам фортепиано и композиция, Шостакович в качестве дипломной работы сдал уже известную Первую симфония. Дмитрий планировал продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. В 1927 году на Первом Интернациональном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве он взял почетный диплом (композитор игрался сонату собственного сочинения). К счастью необыкновенный талант музыканта увидел один из членов жюри конкурса, австро-американский дирижер и композитор Бруно Вальтер, который внес предложение Шостаковичу сыграть ему на рояле еще что-нибудь. Услышав Первую симфонию, Вальтер срочно попросил Шостаковича отправить партитуру ему в Берлин, и после этого выполнил Симфонию в этом сезоне, тем самым сделав русского композитора известным.
В 1927 году случились еще два больших события в жизни Шостаковича. Знакомство с австрийским композитором Альбаном Бергом вдохновило Дмитрия Дмитриевича приняться за написание оперы «Нос» по Гоголю. Еще по окончании одного знакомства Шостакович создал известный Сейчас свой Первый фортепианный концерт.
Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х, написаны следующие две симфонии Дмитрия Шостаковича.
Гонения Дмитрия Шостаковича
Опера «Леди Макбет Мценского уезда» поставлена в Ленинграде в 1934. Первоначально ее приняли с восхищением, но через полтора сезона нежданно подверглась разгрому в официальной советской печати и была снята с репертуара.
В 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии – произведения намного более монументального размаха, чем все прошлые симфонии Шостаковича. Но композитор благоразумно приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой, понимая, что в атмосфере начавшегося в стране государственного террора, в то время, когда каждый день арестовывались представители творческих профессий, выполнение ее могло быть воспринято властью как вызов. 4-я Симфония в первый раз была выполнена в 1961.
А в 1937 году Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию. «Правда» прокомментировала произведение фразой: «Рабочий творческий ответ советского живописца на честную критику». Отношения с властью на время наладились, но с этого момента жизнь Шостаковича купила двойственный темперамент.
А дальше была война…
Находясь в первые месяцы ВОВ в Ленинграде, Шостакович начинает работать над 7-й симфонией – «Ленинградской». Она в первый раз была выполнена на сцене Куйбышевского оперного театра 5 марта 1942 года.
В каске пожарного на обложке журнала Time за 1942 год
В 1943-м композитор переезжает в Москву, и до 1948 года преподает в Столичной консерватории. По окончании завершения войны композитор пишет 9-ю Симфонию. В советской прессе появились статьи недоуменных рецензентов, ожидавших от главного музыкального «соцреалиста» страны громоподобного гимна победе, а вместо этого взявших малогабаритную симфонию «вызывающего большие сомнения» содержания.
По окончании грома, прогремевшего сперва в 1946-м над целым рядом видных писателей, в 1948-м сталинские власти принялись «наводить порядок» и в Альянсе Композиторов, обвинив многих мастеров в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинен в профнепригодности и изгнан из Столичной консерватории. Опять «не вовремя» создан вокальный цикл «Из иудейской народной поэзии», и снова композитор оказался под ударом – как «потворник безродных космополитов и врагов народа». Первый скрипичный концерт в связи с этими событиями был скрыт композитором, и первое его выполнение произошло только в 1955-м.
Как и прежде положение снова выручает вовремя выпущенное в свет «верное» музыкальное произведение.
Нет конца
Вот на таких волнах прошла фактически вся творческая жизнь Шостаковича. Дальше было вынужденное вступление в партию и множество других переживаний и падений, но больше было все-таки взлетов (в плане успеха произведений композитора в родной стране и за границей).
В последние пара лет своей жизни композитор очень сильно болел, страдая от рака легких. Дмитрий Шостакович погиб в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Сейчас Шостакович – один из самых исполняемых в мире композиторов по большому счету, и первый среди композиторов XX века в частности. Его творения – это подлинные выражения внутренней людской драмы и летописи страшных страданий, выпавших на XX век, где глубоко личное переплетается с катастрофой человечества.
Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича – симфонии и струнные квартеты – в каждом из них он написал по 15 произведений. Тогда как симфонии писались в течении всей карьеры композитора, солидную часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний – Пятая и Восьмая, среди квартетов – Восьмой и Пятнадцатый.
Сын Максим
***
В одном из писем маме Дмитрий Шостакович писал: «Любовь вправду свободна. Обет, данный перед алтарем, это самая ужасная сторона религии. Любовь не имеет возможности длиться долго… моей целью не будет связать себя браком».
***
«Я желаю, дабы по окончании выполнения симфонии слушатели уходили с мыслью: жизнь красива!» – Дмитрий Шостакович.