Советская легенда Любовь Орлова
О Любови Орловой написано столько небылиц и придумано такое неимоверное количество преданий, что уже тяжело отличить правду от выдумки.
Но, это на данный момент, а при жизни артистки слухов о ней не было, в силу того, что Любовь Орлова сама была и сценаристом, и режиссером собственной судьбы, довольно часто повторяя: «Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого».
Из аристократов
Она стала известной на всю территорию страны, будучи уже в солидном по современным меркам возрасте – 32 года. Тогда зрители и представить себе не могли, что их любимица – Анюта в «Радостных ребятах», Дуня в «Волге-Волге» и Таня в «Ярком пути» – потомственная дворянка. А им и не нужно было знать таких «позорящих» советского человека подробностей биографии Любови Петровны. Она должна была быть для них своей девчонкой, близкой, родной и понимающей. Таковой она и стала.
Любовь Орлова ни при каких обстоятельствах не говорила о своих корнях и писала в биографии «из семьи служащих». Ее мать была в дальнем родстве со Львом Толстым, который кроме того отправил маленькой Любочке книгу «Кавказский пленник» с автографом. Данный презент она хранила до самой смерти и весьма им гордилась.
У семьи Орловых оказались широкие родственные и дружеские связи в среде людей искусства. Папа Любы на домашних концертах пел с самим Шаляпиным, а мама им сопровождала на рояле. Якобы Федор Иванович, заметив домашнюю импровизацию Любы, предрек ей громадное артистическое будущее.
Нелегкий хлеб артистки Любови Орловой
Все эти творческие вечера не могли не оказать влияние на выбор жизненного пути Любови Орловой. Она поступила в консерваторию. А до этого в голодные революционные годы возила из Звенигорода в Москву молоко в громадных бидонах, дабы оказать помощь семье прокормиться. В то время ее руки от морозов и работы стали неотёсанными, что огорчало Любовь Петровну всю жизнь, она старалась скрыть это и часто носила перчатки.
Доучиться в консерватории не удалось, опять нужно было думать о зарабатывании денег. Любовь получила работу тапером в различных кинотеатрах, а сама параллельно занималась в театральной студии, ходила на уроки хореографии, вокала и актерского мастерства. Трудолюбия и рвения к успеху ей было не занимать. Дабы исправить свое материальное положение, Любовь Орлова вышла замуж за Андрея Берзина, который был помощником наркома земледелия. Через пара лет мужа арестовали и сослали в лагерь. Это стало еще одним пятном в биографии будущей народной звезды, исходя из этого о своем первом замужестве она предпочитала не распространяться.
Голубоглазый всевышний
Любовь Петровна устроилась в Музыкальный театр, которым руководил Владимир Немирович-Данченко. Ходили слухи, что там она закрутила роман с его сыном, а позже и вовсе начала жить с австрийским предпринимателем и импресарио, и это в 1930-е годы. Родственники дрожали от страха, в то время, когда он приезжал к Любе на иностранной машине.
Именно сейчас режиссер Григорий Александров (сравнительно не так давно приехавший со стажировки в Америке) искал актрису для ключевой роли в музкомедии, которую он желал создать по голливудскому примеру. Кто-то из привычных дал совет ему сходить в Музыкальный театр и взглянуть на работу Орловой. Затем многомесячные поиски актрисы закончились. Не смотря на то, что и это возможно только прекрасной легендой. Имеется версия, что Любовь Петровна сама весьма желала сыграть в этом фильме и всеми методами искала встречи с Александровым. Позднее Орлова согласилась племяннице: «Я заметила золотоволосого голубоглазого всевышнего, и все было кончено». Она подписала трудовое соглашение, не обратив внимания на сумму гонорара. В то время, когда одна из подруг указала ей на скромность вознаграждения, актриса ответила: «Да такую роль я и безвозмездно готова играться». Ей не хотелось произвести на Александрова впечатление склочной и жадной дамочки. Так было или иначе, пускай это останется их неспециализированной тайной, но двое выдающихся людей не просто встретились, а прожили 40 лет совместно. Может, это также была часть ее сценария, сейчас уже не имеет значения.
У Любови Петровны к этому времени был опыт участия в кино. Она снялась в эпизодической роли в фильме «Любовь Алены», а после этого в роли Грушеньки в фильме Григория Рошаля «Петербургская ночь». Но сделали ее известной «Радостные парни» Александрова. Она стала народной героиней, обаятельной и несложной, настоящим идеалом советской киноактрисы.
Само совершенство
С Григорием Александровым
Определив об их романе, супруга Александрова ушла от него с сыном Дугласом, названным в честь американского актера Дугласа Фэрбенкса. Из Любови Петровны Григорий Васильевич желал сделать настоящую звезду по подобию Марлен Дитрих, стать Пигмалионом для своей Галатеи. Миллионы советских дам, иногда рискуя здоровьем, старались во всем ей подражать: сделать такие же узкие брови, выкрасить волосы в белый цвет (не смотря на то, что она была чёрной шатенкой), и самое основное – достигнуть неимоверной тонкости талии. В это тяжело поверить, но говорят, что талия у Орловой была всего 43 см! Она каждый день проводила у балетного станка по полтора часа, делая гимнастику, дабы для своих любимых зрителей оставаться в неизменной форме, в любой момент юный и прекрасной, для этого она готова была пожертвовать многим. Одной из таких жертв было материнство, эйфории которого выдающаяся актриса так и не испытала. По окончании ее смерти Александров сказал по этому поводу: «Сперва она не желала, а позже не имела возможности». Быть может, обстоятельство в том, что это был через чур большой риск для ее наружности и карьеры, серьёзнее которой для нее ничего не существовало.
Дабы финансировать постройку подмосковного имения, Орлова гастролировала по стране, требуя с организаторов концертов по 3000 рублей за выступление (тогда как верховная концертная ставка составляла 750 рублей). Сначала перечить ей никто не смел. Но позже кто-то написал письмо в ЦК партии. Только благодаря высоким связям статья «Недостойное поведение», размещённая в газете «Советское искусство», не имела для знаменитости печальных последствий.
Любимице Сталина прощалось очень многое, но и она старалась не переходить черты. Успех «Радостных ребят» стал предлогом для визита Орловой Кремля, где Сталин заявил, что желает выполнить любое ее желание. Секретарь приготовился записывать список благ, каковые имела возможность захотеть актриса, а она задала вопрос о судьбе своего первого мужа. На следующий сутки ее пригласили на Лубянку, где сказали, что ее супруг отбывает ссылку, добавив: «В случае, если желаете, вы имеете возможность с ним воссоединиться». Позднее на одном из приемов, посвященных фильму «Цирк», Сталин сказал Александрову: «Смотрите, не обижайте ее! Обидите – мы вас расстреляем!»
Все во имя работы
В фильме «Волга-Волга»
Дальше были известные роли в фильмах «Волга-Волга», «Яркий путь», «Весна», «Встреча на Эльбе». А позже Любови Орловой пришлось осваивать новое для себя направление – работу в драматическом театре. Сначала она была в театре имени Моссовета совсем беззащитной, как вспоминал его начальник Юрий Завадский. Но ей было все подвластно, она не имела возможности останавливаться на достигнутом. В театре ее весьма обожали и именовали Любочкой, что ей очень нравилось. Орлова все время следила за собой, постоянно выглядела элегантно, не смотря на то, что подчас ей это стоило изрядного напряжения сил. Обычно зрители приходили взглянуть не на ее выполнение, а на то, как отлично выглядит актриса. Никто в те годы и не догадывался, что она посещала хирургов-пластиков и неизменно пользовалась заграничной лечебной косметикой.
С Фаиной Раневской в фильме «Весна»
Замечательно сохранившиеся внешние данные актрисы не могли спасти ее от неприятностей со здоровьем. В начале 1975 года уже немолодая Любовь Петровна утратила сознание. Ее обследовали и сделали операцию якобы по удалению камней в желчном пузыре. В действительности у актрисы нашли рак поджелудочной железы. Александрову сказали правду, а от Орловой скрыли, кроме того дали камни другого больного для правдоподобности. Одной из посетивших ее привычных она согласилась, что знает о своей болезни, и сказала: «Абсолютно не опасаюсь умирать. Я устала жить».
Она была легендой при жизни и осталась ею по окончании смерти, сохранив о себе хорошую память.
ФАКТЫ
Любовь Петровна знала три языка и стала лицом СССР на Западе, ездила с мужем за границу, завела узнаваемые знакомства и из каждой поездки непременно привозила множество дорогих и актуальных уборных.
***
Как-то на одном из приемов Любовь Орлова увидела, что около ее мужа Александрова все время крутится какая-то юная хорошенькая блондинка. «Я новая ассистентка режиссера Александрова», – представилась блондинка. «Бывшая ассистентка», – жестко парировала Орлова.
***
В то время, когда нацисты подступили к столице и в городе началась паника, кому-то из высоких глав пришла в голову идея расклеить на стенах гастрольные афиши Орловой, дабы успокоить обитателей. И вправду, на многих эти плакаты подействовали успокаивающе: в случае, если сама Любовь Орлова в городе, его не сдадут, опасаться нечего.