Ян Френкель: На радость всем
Одних «Журавлей» с лихвой хватило бы Яну Френкелю, дабы войти в историю музыки и стать всенародно любимым композитором.
Но такими же популярными стали «Русское поле», «Ветхий вальсок», «Погоня», «Текстильный город» и другие композиции. «Моя песня – это я», – сказал Ян Абрамович, раскрывая любой раз совсем по-иному грани своего таланта.
Скрипка как лекарство
Взяв в один раз в руки скрипку, четырехлетний мальчишка начал воплощать мечту отца сделать из сына известного музыканта. Тогда инструмент практически спас жизнь ребенка. В юные годы его неизменно одолевали заболевании. А в то время, когда доктора нашли у мальчика туберкулез, вынесли ужасный решение суда – любой сквозняк может убить мелкого Яна. Тогда папа отыскал метод привязать сына к дому и практически не производить его на улицу – дал ему в руки скрипку, вынудил по паре часов играться, привил любовь к музыке, чем предопределил судьбу своего отпрыска.
Ян появился на свет в семье киевского парикмахера Абрама Френкеля 21 ноября 1920 года. Так утверждают официальные источники. На самом же деле это произошло лишь через пять лет, но об этом чуть позднее. А пока мальчик корпел над музыкальной грамотой под бдительным присмотром отца, который был самоучкой. Ян вспоминал, что парикмахерские услуги отца неизменно проходили под музыкальное сопровождение. Извинившись перед клиентом, Абрам Натанович доходил к Яну и без звучно дергал за ухо, показывая , что тот сфальшивил, позже разворачивался и возвращался к работе. С малолетства старший Френкель убедил младшего в том, что от качества его игры зависит предстоящая жизнь. Умный иудейский папа был прав.
Гениальный парень
История не сохранила правильных сведений о том, где юного Яна Френкеля услышал Яков Магазинер – узнаваемый педагог музыкального училища Киева, но встреча эта закончилась для будущего музыканта зачислением сходу в третий класс. Уровень его игры поразил доктора наук. Не составило Яну труда поступить и в столичную консерваторию на скрипичное отделение. Там он оттачивал мастерство под управлением того же Магазинера, а композицию ему преподавал доктор наук Борис Лятошинский.
Великая Отечественная война застала Яна студентом консерватории. Парень решил за один сутки «повзрослеть» и подделал себе документы, в соответствии с которым стал на пять лет старше. В Оренбургском зенитном училище, куда он отправился поступать, ни у кого не появилось сомнений в правдивости указанных сведений о возрасте, поскольку Ян уже в 15 лет был практически двухметрового роста и крепкого телосложения. Атмосфера училища вдохновила Яна на написание первой в своей жизни песни называющиеся «Шел пилот по переулку».
С училища Яна Френкеля забрали на фронт. Вести войну он весь год, а позже был тяжело ранен. Военврач в госпитале практически поставил на раненом крест, рассчитывая только на чудо, и оно случилось. Ян выздоровел а также отправился в артистическую бригаду, которая поднимала боевой дух воинам до самого окончания войны. Было в этих тяжелых годах и яркое пятно – юный музыкант познакомился на фронте со своей будущей женой Натальей Меликовой. Умная дама, которая была старше Яна на 14 лет, стала его спутницей на всю жизнь.
Ян Френкель в музыкальном рабстве
По окончании войны семья осталась жить в Москве. Как и многие в то время – ютились в коммунальной квартире, там же у них появилась единственная дочь Нина. Главными атрибутами комнаты были пианино и шкаф с нотами. Много лет Ян Абрамович по вечерам игрался в столичных ресторанах, дабы прокормить семью, а днем трудился «музыкальным рабом» у именитых членов Альянса композиторов СССР – переписывал за них партитуры и делал аранжировки для их произведений.
По окончании первой военной песни прошло 18 продолжительных лет. За это время Ян Френкель накопил в себе таковой потенциал, который практически выстрелил чередой полюбившихся всей стране песен. Случилось это благодаря его приятелю, композитору Оскару Фельцману. Он познакомил Френкеля с гениальными поэтами Михаилом Таничем, Константином Ваншенкиным, Робертом Рождественским, Инной Гофф, в соавторстве с которыми появились трогательные и душевные песни «Текстильный город», «Ветхий вальсок» и другие.
Но тогда он не имел возможности себя кроме того сравнивать с этими маститыми композиторами, как Марк Фрадкин, Никита Богословский, Эдуард Колмановский либо Александра Пахмутова.
Признание пришло к Яну Абрамовичу нежданно, в то время, когда его аранжировки зазвучали по радио, мультфильмы стали сопровождаться его мелодиями, а режиссеры фильмов начали предлагать ему написать песни для их кинолент.
Популярность этих песен была столь масштабной, что стала причиной в кругах заслуженных композиторов ревность а также зависть. Бесследно таковой взлет пройти просто не мог. И скоро Ян Абрамович попал под шквал критики и травли в Альянсе композиторов. Его творчество назвали бесперспективным. На одном из совещаний встал вопрос об его исключении из опытного сообщества. Дело приняло важный оборот. К счастью, вовремя вмешался Дмитрий Шостакович. В то время, когда подошел его черед высказаться по поводу «Текстильного города», мэтр был лаконичен: «Весьма мелодично». Эта оценка вмиг поменяла движение совещания.
Коммунальное творчество
Приятели вспоминали, что у Яна Абрамовича была одна увлекательная изюминка – создав мелодию либо песню, он спешил к телефону, звонил поэту и начинал напевать мужественным голосом. Жители коммунальной квартиры тогда не могли сполна оценить всего таланта своего лучшего соседа и частенько возмущались, услышав очередной телефонный «концерт». Так рождались «Обломал много веток, наломал много дров», «Калина красная», «Кто-то теряет, кто-то находит», «Я тороплюсь, простите меня» и многие другие, каковые до сих пор обожают и не забывают многие поколения.
Широту и многогранность его таланта сложно переоценить. Он – создатель множества оркестровых композиций, с его легкой руки песни к фильмам (а их было практически 60) становились на следующий сутки шлягерами, театральные постановки шли с непременным аншлагом, его музыкой сопровождались эстрадные номера легендарных дуэтов Марии Мироновой и Александра Менакера, и Тарапуньки и Штепселя (Юрия Тимошенко и Ефима Березина). Ян Френкель замечательно играл на рояле и аккордеоне, не считая своей любимой скрипки, пара лет он руководил джазовыми оркестрами и эстрадными ансамблями.
С Анной Герман
«Журавли»
Одна его песня стала не просто народной, а легендарной, увековечив поэта Расула Гамзатова, исполнителя Марка Бернеса и, конечно же, самого Яна Френкеля. Речь заходит о «Журавлях». В один раз во второй половине 60-х годов Марк Бернес заметил в литературном журнале «Новый мир» стих Гамзатова о погибших джигитах. Уже смертельно больного Марка Наумовича так тронуло содержание этих поэтических строчек, что он попросил переводчика Наума Гребнева переделать их для песни. Написать же музыку к этому великому произведению Бернес попросил Френкеля. Ян Абрамович положил в эту мелодию всю свою жизнь – киевское детство, военные годы, фронтовые тяготы, лечение в госпитале и долгожданную победу. Фронтовые генералы и маршалы слушали «Журавлей» со слезами на глазах, что уже и сказать о несложных воинах, каковые выстояли и выжили в адской войне.
И опять не прошла мимо Френкеля зависть сотрудников по музыкальному цеху. До самого Политбюро ЦК КПСС дошла жалоба на столь повсеместное звучание песни «Журавли». Такова была расплата за всенародную любовь. На данный раз фронтовики не дали в обиду любимого композитора и Леонид Брежнев вынес резолюцию, разрешив выполнять песню, но не так довольно часто.
Утвердил свое положение Ян Абрамович по окончании конкурса на новую оркестровую версию гимна СССР. Это творческое соревнование он с честью выиграл. Госкомиссия проголосовала поэтому за его аранжировку мелодии Александра Александрова.
Всенародный Ян Френкель
С Расулом Гамзатовым
Его популярность открывала многие двери чиновничьих кабинетов. В то время, когда к Френкелю обращались за помощью, он имел возможность помочь без очереди взять жилплощадь либо установить телефон, а вот для себя он ни при каких обстоятельствах и ничего не «выбивал». Так и прожил много лет в коммуналке, переехав в квартиру только в зрелом возрасте.
Колоссальную любовь зрителей заслужил Френкель на протяжении своих бессчётных гастролей по всему СССР. Люди с нетерпением ожидали приезда композитора, с любым человеком он вел себя добродушно и по-дружески. Он без устали выступал в сельских клубах, заводских зданиях культуры, в шахтерских поселках. Никто из сотрудников ни при каких обстоятельствах не слышал его жалоб, недовольства либо возмущения. Ян Абрамович выступал при всякой погоде, в произвольных условиях, кроме того без электричества в зале он играл на пианино, а люди ему подпевали. В каждой поездке он старался как возможно больше заметить, прочувствовать и, пропустив через себя, подарить людям впечатления через песни. А их было создано больше двухсот, и в каждой, как четко увидел приятель и поэт Константин Ваншенкин, «море вкуса, довольно много такта, пропасть деликатности», как и в самом Яне Абрамовиче. Поэтому исходя из этого это настоящее искусство так обожают и продолжают петь. Его «народные» звания и заслуги были обоснованы таким же народным обожанием.
Заболевание и смерть в любой момент для того чтобы весёлого Яна Френкеля стала для многих неожиданностью. Он желал жить и творить, исходя из этого не пускал заболевание на самотек, для этого кроме того поменял климат и уехал в Ригу, но борьба оказалась неравной. 25 августа 1989 года композитора не стало. И без того же, как на похоронах у Марка Бернеса, звучали всеми любимые «Журавли», лишь в исполнении автора.
ФАКТЫ
Не считая музыки и игры в преферанс с приятелями у Френкеля была еще одна страсть – книги. Из заграничных гастролей он непременно их привозил либо отправлял посылками. Дома у него была прекрасная библиотека.
***
Дабы послушать любимого композитора, обитателям одного из сел пришлось сносить стенке. Все дело в том, что в клубе не выяснилось рояля, необходимо было принести его из школы, а он просто не пролазил в двери. Это было проявлением народной любви.