Пятница , 29 марта 2024

Майя Кристалинская: «Опустела без тебя земля»

\"\"

Майя Кристалинская – неординарно приятная певица с милым, ласковым и необычным по тембру голосом. Она пела, не напрягаясь, как словно бы бы говорила с вами, и эта ее манера притягивала слушателей.

Она была для них родной и привычной. Во времена моды на неестественный мех, шпильки и мини-юбки она всегда была сдержанно-строгой. Казалось, Майю Кристалинскую обожал целый СССР. А авторы песен и не предполагали, каким немыслимым успехом они будут пользоваться, какая продолжительная и радостная будущее их ожидает. К примеру, «Нежность» выполняли многие: Синявская, Зыкина, Гвердцители, Сенчина, но в памяти слушателей она остается в исполнении Майи Кристалинской.

Юная артистка Майя Кристалинская

В начале двадцатого века в семье сочинителя головоломок и шарад, каковые издавались в разных изданиях, Владимира Кристалинского родилась девочка. Ее назвали Майей. Увы, ребенок прожил всего два года. И в то время, когда 24 февраля 1932 года опять родилась девочка, родители ее также назвали Майей. Они тогда и предположить не могли, какие конкретно опробования ожидают их дочь впереди.

Быть может, судьбу будущей певицы выяснил ее дядя, режиссер музыкального театра, который подарил маленькой Майе гармошку. \"певица Сперва девочка самостоятельно выучилась играться, а позже и запела, сопровождая себе, «Друзей-однополчан», «светло синий платочек» и другие песни недавних военных лет.

Папа Владимир Григорьевич, помимо этого, что придумывал головоломки и кроссворды, вел кружок в Доме пионеров. В том направлении ходила десятилетняя Валя Котелкина. Она-то и стала подружкой Майи, к тому же какой – на всю жизнь! Обе обожали петь. В школе Майя Кристалинская выступала на вечерах, просто без подготовки, под рояль в актовом зале. Но делать это профессией и не думала.

Майя и МАИ

Обучалась девочка отлично, ей давались и математика, и литература, и иностранный язык. В итоге она оказалась в хоре Центрального Дворца детей железнодорожников, которым руководил сам Исаак Дунаевский. Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Ей не подпевали: \"певица не положено звучно петь у Кремля, где за светящимся окном не спит самый умный человек на свете. И не аплодировали, но кольцо росло, сжималось, в задних рядах вытягивали шеи, дабы рассмотреть певицу…

А также затем Майя о карьере артистки кроме того не помышляла. В то время, когда штудировала «Справочник для поступающих в высшии учебные заведения», привлекла внимание сокращение МАИ (Столичный летный университет). Может, это будущее? Майя – МАИ. И потянула за собой Валю. Котелкиной было все равно – только бы совместно, и девочки подали документы на факультет экономики самолетостроения. «Будем с парашютом прыгать», – стращала Майя Валю.

Перед получением паспорта в положенные 16 лет она – по матери русская, по отцу еврейка – советовалась с верной подругой, что записать в пятую графу. Та не колебалась: «По советским законам национальность определяют по отцу». Хорошая и умная Валя, больше всех на свете обожавшая маму и Майю, конечно же, не предполагала, каких слез будет стоить подруге данный «выбор»! Да и как было высказать предположение, что в 1960-х годах новый глава Гостелерадио Сергей Лапин, «зачищая» эфир, на долгое время отлучит от него в угоду «дорогому Леониду Ильичу» любимую народом певицу из-за принадлежности к лицам иудейской национальности. Но это позднее…

Университет они окончили в 1955 году. Вместе с светло синий корочками, где значилось «инженер-экономист», выдали им распределение: Новосибирский летный завод. Замдиректора встретил девушек неприветливо. Им кроме того не внесли предложение места в общежитии. Вечерами они слушали по радио Москву и плакали. На заводе все казалось \"певица отталкивающим – нечистый цех, матерящиеся дамы. И в головах девчонок созрел замысел побега. С остатком сухарей и десятью рублями сели в неспециализированный вагон. Новосибирский завод отправил в Москву ходатайство о привлечении к суду выпускников Столичного авиационного университета гражданку Майю Кристалинскую и Котелкину, каковые самовольно покинули место работы. Но в Министерстве авиационной индустрии девочек пожалели. Глава главка был рецензентом Майиного дипломного проекта, он-то и решил не портить девушкам биографии и пристроил их на работу в Москве – в бюро главного конструктора Яковлева.

«Музыкальные стиляги»

Майя продолжала принимать участие в самодеятельности в эстрадном ансамбле Центрального Дома работников искусств. В этот самый момент, на счастье начинающей певицы, в Москве в 1957 году прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Джаз в СССР в те годы не весьма поощрялся, но щегольнуть хотелось. ЦК комсомола поручил молодому композитору, дирижеру и пианисту Юрию Саульскому создать джазовый оркестр не хуже зарубежных. Саульский, наслышанный о талантливой девушке из конструкторского бюро, пригласил Майю в свой оркестр.

Выступления Майи Кристалинской на площадках фестиваля были увидены. Но 8 августа, в сутки, в то время, когда раздавали награды фестиваля, в газете «Советская культура» появилась разгромная статья называющиеся «Музыкальные стиляги». Ее «герой» – Молодежный оркестр под управлением Юрия Саульского – был бит по всем статьям. И за «заигрывание со зрителем», и за «рявканье тромбонов, вой саксофонов, грохот ударных». Статья была очевидно заказанная, как позже выяснилось, композиторами, произведения которых оркестр не игрался.

Майя Кристалинская и Арканов

\"певица

Аркадий Арканов

Само собой разумеется, последовали выводы: Саульского и целый оркестр изгнали из Дома работников искусств. Музыканты стали устраиваться кто куда, а Майя… Она вышла замуж. В Политехническом музее был вечер, в котором приняли участие те, кто готовил программы ко Всемирному фестивалю. Среди них – джаз Центрального Дома работников искусств и коллектив Первого мединститута, где выделялся юный Аркадий Арканов. Будущему доктору-терапевту и видному писателю-сатирику женщина понравилась сходу. В тот же вечер пригласил ее в ресторан, позже проводил домой, назначил следующую встречу. Через пару дней они подали заявление в ЗАГС. Родителям Арканов не сказал ничего, и лишь в то время, когда расписались, 1 июня 1958 года, привел мать в шоковое состояние, продемонстрировав свое брачное свидетельство.

Отношения молодых с родителями не складывались, а жить было негде, и у метро «Аэропорт» за 50 рублей в месяц отыскалась комнатка в коммуналке. Но и между супругами также, как выразился позднее Арканов, «кошечка пробегала». В первую очередь не совпадали их взоры на искусство. «Майя, у тебя нет музыкального образования, ты черна, как деревенский человек. Голос от природы, хороший слух и свойство влиять на слушателей – этого мало», – убеждал жену Арканов. Но та не хотела внимать рекомендациям неспециалиста.

Прошло всего 10 месяцев брака, в то время, когда Аркадий Арканов вышел из дома с портфельчиком в руке. Это был день проведения выборов, и он ехал к своим родителям – голосовать по месту прописки. «В то время, когда ты придешь?» – задала вопрос Майя. «Пологаю, что я не приду по большому счету», – ответил он и сдержал слово.

Ее песни обожала вся страна

Из конструкторского бюро Майя ушла, в то время, когда миновали три обязательных года. \"певица Сейчас она уже ощущала себя опытной певицей, ездила на гастроли сперва с оркестром Лундстрема, позже с оркестром Эдди Рознера по всему Альянсу.

И вот в 1960 году на экраны страны выходит фильм «Жажда». Кристалинская записывает на пластинку песню Маши из данной картины. И на нее обрушивается мгновенная популярность. Мгновенно семи миллионов пластинок с песней Маши «Мы с тобой два берега» на прилавках магазинов как не бывало. Это при том, что запись чуть ли не каждый день звучала по радио. Голос певицы стал душевным камертоном народа на целое десятилетие. Она пела ставшие шлягерами «А снег идет», «Неужто это мне одной», «Текстильный город», «Я тебя подожду», каковые до сих пор не ушли из памяти слушателей.

В 1966 году по опросу телезрителей Майя Кристалинская делается лучшей эстрадной певицей года, а песню «Нежность» – лирический лейтмотив фильма «Три тополя на Плющихе» – поют всей огромной, кипучей, никем непобедимой страной.

Возвратишься – и снова споешь

\"певица

С Эдуардом Барклайем

Снаружи все смотрелось превосходно. На самом же деле жизнь Майи Кристалинской с середины 1960-х, с окончанием «оттепели», становилась все сложнее и тяжелее. Да, были гастроли за границей, любовь миллионов людей, пластинки, радио и телевидение. Но по окончании песни «В нашем городе ливень» на новогоднем «Голубом огоньке» управление телевидения обвинило певицу в пропаганде грусти, чего в нашей солнечной стране быть не должно. Не сложились ее отношения и с новым другом сердца, видным журналистом. Он был неотёсан, ревнив, скандален. Но самое ужасное – это заболевание, которая открылась у Майи: опухоль лимфатических желез. Выступления на эстраде сменялись долгим лечением в поликлиниках. Ее супруг (замуж она вышла в конце шестидесятых за архитектора Эдуарда Барклая) скрупулезно следил, дабы она принимала все лекарства. Она выходила на сцену с неизменной косынкой около шеи. Это подогревало интерес публики, о косынке ходили легенды.

В то время, когда ей не позволяли петь, Кристалинская писала превосходные статьи в «Вечернюю Москву», перевела на русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления». Связалась с самой Дитрих в Париже и взяла ее одобрение. Эта книга стала раритетом. Напечатали ее уже по окончании смерти Майи. В то время, когда Марлен Дитрих определила о выходе книги, \"певица то отозвалась благодарственной телеграммой. Но благодарить она имела возможность сейчас лишь издательство.

Детей из-за болезни Майя Кристалинская иметь не имела возможности, но с мужем жили весьма интересно и дружно. Летом 1984-го, в сутки, в то время, когда они должны были ехать на курорт, Барклай разбудил ее: «Мне не хорошо». Для нее самой опустела земля. Умер муж Эдуард. Тогда одна из самых любимых певиц СССР утратила голос и прекратила передвигаться. Весной 1985 года обращение у нее пропала совсем, она имела возможность лишь плакать. Ровно через год, в сутки похорон мужа, 19 июня 1985 года, Майя Владимировна погибла.

Она успела очень многое: записала более двухсот песен и голос ее звучит за кадром в двух десятках фильмов. На могиле Майи Кристалинской имеется надпись: «Ты не ушла, ты , возвратишься – и снова споешь».

ФАКТЫ

В один раз ей и Гелене Великановой внесли предложение концерт на двоих в Театре эстрады. Великанова дала согласие с условием, что ей дадут второе отделение. У Кристалинской было первое, и она «взяла» зал, по жару аплодисментов затмив Великанову. Та не смогла забыть обиду чужого успеха и «отомстила», \"певица проголосовав на каком-то худсовете против присуждения Кристалинской звания заслуженной артистки.

***

«Эхом нашей молодости» назвал Майю Кристалинскую поэт Роберт Рождественский.

***

Майя Владимировна болезненно относилась к критике. В один раз знаменитый пианист и джазовый музыкант Александр Цфасман опубликовал гневную статью об эстраде, где как пример «припечатал» Кристалинскую. Скомкав газету, Майя выбрала из множества виниловых пластинок домашней фонотеки все пластинки Цфасмана, с гневом разломала о колено и выкинула осколки в окно.

***

На «Площади звезд» в Москве в 2002 году загорелась новая именная звезда в честь заслуженной артистки России Майи Кристалинской к 70-летию со дня рождения певицы.

Майа Кристалинская-Опустела без тебя земля.

 

Смотрите также

Живая музыка для девушек от Криса Де Бурга

Крис де Бург в первый раз взял в руки гитару не потому, что желал играться, а потому, что …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *